Районный суд Санкт-Петербурга приговорил бывшего вице-губернатора города Марата Оганесяна к 5,5 годам лишения свободы и штрафу в 20 миллионов рублей. Его обвиняли в мошенничестве и получении крупных взяток при строительстве стадиона «Газпром Арена». Кто такой Оганесян, на чем основаны обвинения и какие скандалы сопровождали строительство самого дорогого стадиона в стране — в материале «МБХ медиа».
Кто такой Оганесян
Марат Оганесян был вице-губернатором Санкт-Петербурга по вопросам строительства с 2013 по 2015 годы. Он курировал строительство «Газпром Арены» (также известна как «Зенит Арена», до 2018 года стадион официально назывался «Санкт-Петербург») и различные стройплощадки города. В конце апреля 2015 года Оганесян ушел в отставку с поста вице-губернатора. В 2016 году его задержали в рамках уголовного дела о хищении при обустройстве стадиона.
«Газпром Арена»
Строительство стадиона оказалось крайне долгим и затратным процессом. Никто до сих пор точно не знает, сколько было потрачено на проект: по одним данным, до 43 миллиардов рублей, по другим — до 51 миллиарда рублей. Стадион начали строить в 2007 году, в эксплуатацию его ввели в 2016-м. За это время несколько раз менялись параметры проекта (размеры стадиона и пр.), его подрядчики, проектировщики и кураторы, в числе которых оказался и Оганесян. В итоге возникли претензии к качеству строительства: у стадиона протекала крыша, не работал механизм выезжающего поля, а куски газона вылетали из поля во время игры. Отсюда возникли вопросы и к расходованию средств. В 2018 году стадион перешел под управление футбольного клуба «Зенит». По данным Фонда борьбы с коррупцией, во время его строительства было похищено около 30 миллиардов рублей.
За что посадили Оганесяна
Обвинение просило для Оганесяна 16 лет лишения свободы и 60 миллионов рублей штрафа за получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) и за мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Его приговорили к 5,5 годам лишения свободы и штрафу в размере 20 миллионов рублей.
Согласно материалам дела, Оганесян и бывший первый заместитель главы комитета по строительству города Александр Янчик создали организованную преступную группировку и получили взятку в размере 22 миллиона рублей от главы компании «Театрально-декорационные мастерские» (ТДМ) Григория Попова за содействие при заключении контракта на поставку видеотабло для «Газпром Арены» (тогда стадиона «Санкт-Петербург»). Вторую взятку вице-губернатор получил от руководителя компании «Стройэлектромонтаж-5» (СЭМ-5) Василия Сливкина: Оганесян обещал помочь при заключении контрактов на наружное освещение стадиона и художественную подсветку, утверждало следствие.
Кроме того, Оганесяна обвинили в хищении 50 миллионов рублей, перечисленных на счета ТДМ. «Трансстрой» авансом перевел более 50 миллионов рублей за поставку видеотабло для футбольного стадиона на Крестовском острове, однако деньги ушли в неизвестном направлении.
Сначала Оганесян заключил сделку со следствием в 2017 году и признал свою вину. Позднее бывший вице-губернатор заявил, что его дело заказное. У депутата петербургского парламента Бориса Вишневского возник вопрос, почему следствие сконцентрировалось именно на украденных 50 миллионах рублей, а про пропавшие в ходе строительства до этого 7 миллиардов забыло. По его мнению, к примеру, дело о похищенных ранее 400 миллионах рублей при строительстве стадиона закрыли в связи с истечением срока давности из-за того, что «все ниточки тянулись к представителям администрации времен Валентины Матвиенко», а задержание Оганесяна — «попытка срочно представить общественности козла отпущения, якобы главного виновника проблем со стадионом при нежелании искать виновных в масштабном воровстве прошлых лет».
По делу кроме Оганесяна проходят и его сообщники. Обвинение запросило для них сроки в соответствии с той ролью, которую каждый играл при совершении махинаций: от 5 до 14 лет лишения свободы с большими штрафами.