in

«Зачем нам вообще нужен ЕСПЧ?». Появится ли в России собственный суд по правам человека

Статуя Фемиды у суда
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

В России могут создать свой суд по правам человека — эту идею рассмотрят Верховный суд и Министерство юстиции. Рассказываем, стоит ли ждать российского аналога ЕСПЧ и что изменит его появление. 

1 февраля 2021 года президент РФ Владимир Путин рекомендовал Верховному суду вместе с Минюстом рассмотреть вопрос целесообразности создания в России суда по правам человека. Эту идею еще в декабре на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека озвучил член СПЧ Евгений Мысловский. В обществе сложилось убеждение, сказал Мысловский, что существующая в уголовно-судебном производстве система не способна обеспечить надлежащий контроль за правосудием. «Сейчас единственным внешним сторожем, к сожалению, является Европейский суд по правам человека. <…> Но, как показывает практика, для „внешнего сторожа“ лучше всего подошла бы структура российского суда по правам человека», — заявил он. Путин идею похвалил, но отметил, что ее нужно проработать. 

Как сказал Евгений Мысловский «МБХ медиа», идея создания российского аналога ЕСПЧ не принадлежит лично ему и обсуждается «всем адвокатским сообществом» уже на протяжении нескольких лет: «Я просто явился выразителем общего мнения. Так считает огромное количество потерпевших от правосудия, людей, которые не могут добиться восстановления своих прав в обычном судебном порядке. Этому предшествовала очень бурная дискуссия, многолетняя».

«Зачем нам вообще нужен ЕСПЧ, если у нас будет собственный суд? Зачем человек должен бегать в Страсбург, если он может добежать до Москвы? Более того, я как патриот своей страны считаю, что это даже неприлично, когда нас за наши же ошибки тыкают мордой об стол. Я не против ЕСПЧ, там тоже юристы грамотные сидят. Но они очень много решений принимают против нашего государства. Получается, в том, что судебная инстанции допускает ошибки, из-за которых народ ходит в этот самый ЕСПЧ, виновато государство», — сказал он. 

Однако Мысловский не верит, что его предложение станет реальностью. Он отметил, что президент поручил рассмотреть целесообразность создания такого суда председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву и главе Минюста Константину Чуйченко, а им, по мнению Мысловского, будет невыгодно появление такого органа. «То есть они должны прийти и сказать: „Да, мы не выполняем свои функции, поэтому нам нужен контролер“?. А СПЧ и уполномоченного по правам человека в России из этого процесса согласования исключили. Если бы мы были подключены к обсуждению, мы могли бы их как-то убедить, а так с нами вообще можно не считаться», — подытожил он. 

Доктор юридических наук, бывший член СПЧ Илья Шаблинский предположил, что после появления российского суда по правам человека у граждан больше не будет возможности добиваться справедливости через ЕСПЧ. «Это некое свидетельство, хоть и не самое существенное и явное, того, что Путин собирается вывести РФ из юрисдикции ЕСПЧ. Вот что самое опасное, самое страшное», — сказал он «МБХ медиа».

Адвокат Анна Ставицкая считает иначе: она напомнила, что Россия сможет отказаться выполнять решения ЕСПЧ только в том случае, если выйдет из Совета Европы. Россия могла сделать это еще летом 2019 года, однако предпочла заплатить около 33 миллионов евро долга за членские взносы и остаться в организации. «Это обстоятельство говорит о том, что Россия не хочет выходить из Совета Европы», — отметила Ставицкая.

Саму идею создания российского суда по правам человека адвокат считает бессмысленной. «Зачем нужна еще какая-то инстанция? У нас любой суд должен быть судом по правам человека, потому что с точки зрения нашей Конституции права человека являются основополагающими, а суды должны ей руководствоваться. Поэтому мне непонятно, зачем нужен еще один суд. Совершенно очевидно, что новый суд ничем не будет отличаться от тех судов, которые у нас уже имеются»,  —  сказала Ставицкая «МБХ медиа». 

В 2019 году Россия стала лидером по числу обращений в ЕСПЧ. По состоянию на конец 2019 года почти из 60 тысяч жалоб на рассмотрении суда 15 тысяч приходилось именно на Россию. За тот год Министерство юстиции потратило 1,1 миллиардов рублей на выплаты по решениям Европейского суда по правам человека. Всего деньги были потрачены на оплату 1240 решений суда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.