В Московской области уже несколько лет идет муниципальная реформа — внутреннее деление муниципальных районов на городские и сельские поселения ликвидируется, а сам район становится городским округом с едиными органами власти и единым бюджетом. Старые сельские администрации заменяются территориальными управлениями, подотчетными администрации городского округа.
Одним из последних ликвидированных муниципальных районов стал Одинцовский, расположенный к западу от Москвы. В его составе до недавнего времени было несколько городских и сельских округов, в том числе Звенигород, где еще в декабре прошел митинг против ликвидации местной администрации.
Такой же митинг прошел и в Барвихинском сельском поселении 4 июня. Жительница старого барака в Усово, расположенного в нескольких километрах от резиденции Путина, пенсионерка Татьяна Власова через депутата обратилась к исполняющему обязанности главы поселения, который согласовал ей массовое мероприятие. Уже после него полицейские составили на женщину два протокола по части 1 статьи 20.2 КоАП за организацию несогласованного митинга и по части 1 статьи 19.3 КоАП за неповиновение законным требованиям полиции. Заседание в Одинцовском городском суде назначено на 24 июля.
Татьяна, как и ее соседи, вынуждена жить в старом разваливающемся бараке, который власти все никак не могут снести. Жители опасаются, что после муниципальной реформы, все деньги будут уходить в Одинцово, а заниматься их проблемами никто не станет.
«Я не против и пять тысяч заплатить, но если бы это было справедливо»
Татьяну Власову защищать в суде будет адвокат Антон Могильников, также житель Одинцовского округа. Он говорит, что процедура признания бараков в Барвихинском поселении аварийными застопорилась из-за частой смены руководства администрации.
«Есть программа переселения из ветхого фонда. Комиссия провела процедуру признания бараков аварийными. Сотрудники одинцовской администрации, которые состояли в комиссии, отказались подписывать акт. Тем не менее, комиссия сделала заключение, что дома аварийные. И следующим этапом в работе комиссии должно было быть распоряжение руководителя администрации о признании домов аварийными, на основании чего вносятся средства в бюджет и в программу. Потапчук, которого сняли в апреле, эти распоряжения не допустил. А Демушкин, который был назначен новым главой Гавриковым исполняющим обязанности, сразу это распоряжение выпустил. И в бюджете средства есть. Они обязаны сейчас принять документ или его отменить в суде, хотя они и написали в прокуратуру, что решение Демушкина якобы незаконно. Они должны сейчас этот документ принять, и тогда средства пойдут в бюджет через программу расселения. Только сейчас, через полтора года эта процедура запустилась».
Сама Татьяна Власова говорит, что вообще никогда не интересовалась тем, кто у них руководит администрацией и как распределяется власть в районе, но в ситуации с объединением в единый городской округ с Одинцово она видит угрозу для местного самоуправления конкретно в отношении ее аварийного дома, который никак не могут расселить: «Мы всегда были никто и звать нас никак, мы никогда не знали о бюджете, мы вообще ничего не знали. У нас был сельский совет, но мы туда не ходили, не знали, что такое совет депутатов. Теперь у меня суд 24 числа. До этого же мальчика (блогера Михаила Никишина. — «МБХ медиа») судили, который все снимал и делал трансляцию. Его осудили административным взысканием 500 рублей. Но дело-то не в пятиста рублях. Я не против и пять тысяч заплатить, но если бы это было справедливо, понимаете? Как нам побороть эту систему? Вот не знаю. Объединение нам просто страшно, у нас отнимается все. У нас нет здравоохранения нормального, образования».
Ситуация в Усово со здравоохранением и школами и правда непростая. Но, решить эти вопросы всегда можно было быстро, сообщив о проблеме на месте: «Например, у нас есть страшная амбулатория в Усово, в которой один человек сидит. Врач, который должен принимать людей, который уколы делает, который на вызовы ходит, который пишет рецепты — все он делает один. Уборщица в месяц получает в амбулатории пять тысяч рублей — ну кто это будет делать за пять тысяч рублей? Конечно, она ушла потом. Как это? Я поехала в Барвиху, в поликлинику — у нас есть повыше ранг. Я говорю: девочки, помогите, пожалуйста. Через некоторое время она мне сообщает потом, что удалось найти уборщицу. Слава Богу, спасибо! А теперь как? Ну это не страшно, мы это переживем. А со школами? Вот школа у нас должна быть в Раздорах, которую построили на сельский бюджет. Да, мы построили, но у нас ни одного школьника не пошло в ту сельскую школу в Раздорах. Это не для нас, а бюджет наш, Барвихинский».
«Вопросы местного значения требуют решения на местах»
Формирование органов власти в Одинцовском городском округе еще не завершилось. Первым был сформирован Совет депутатов после выборов 19 апреля, функции исполнительных органов пока еще выполняют старые администрации поселений, хотя сам округ был образован 17 января после принятия закона Московской области о преобразовании муниципального района в городской округ. Только сейчас по сведениям ЕГРН старые администрации стали переименовываться в территориальные управления. Администрация городского округа сформировалась в июле, на основании конкурсной комиссии главой округа был назначен Андрей Иванов, до этого руководивший муниципальным районом.
Несмотря на то, что депутаты Барвихинского совета проголосовали против объединения с Одинцово, процесс ликвидации поселковой администрации был запущен. Власова подавала заявление на проведение митинга в поселковую администрацию, которая на тот момент была действующим органом местного самоуправления. Но несмотря на это, в полиции посчитали ее митинг несогласованной акцией.
«Бывший руководитель Барвихинской администрации Потапчук — ставленник губернатора — был снят решением главы администрации Теняева. Он в мае подал в суд на обжалование этого решения, а вместо него был назначен Гавриков, который и согласовал митинг. Сам Потапчук забаррикадировался в то время в здании администрации, полиция туда пыталась зайти. А согласовывал Гавриков в установленном порядке, — говорит защитник Власовой Антон Могильников. — В рамках судебного заседания мы будем доказывать, что та процедура согласования, которую получила Власова, — законная и легитимная. Власова подала в администрацию сельского поселения заявление, она обратилась к депутату, который непосредственно представляет ее интересы. Депутат ей сказал — пиши на Гаврикова. Она написала. Как житель она ничего не нарушила, на руках у нее есть документ о согласовании митинга».
Барвихинский совет депутатов был единственным внутрирайонным органом, единогласно проголосовавшим против объединения с Одинцово. Могильников считает, что на примере Власовой власти «хотят запугать людей, чтобы они больше не собирались».
«Барвиха была самодостаточным поселением. Но против мнения жителей сельское поселение было упразднено. Жители всегда были против городского округа, потому что мы понимаем, что в городском округе будет сложно чего-то добиться от местной власти. Средства, которые будут собираться в Барвихе, теперь пойдут неизвестно куда. Вопросы местного значения требуют решения на местах. Я живу в деревне, я хочу, чтобы я решал вопрос, где мне ставить площадку и какую, а не некто высоко-высоко, далеко-далеко сидящий. Также будет повышение всех налоговых ставок до максимального уровня — земельный налог, налог на имущество. Будет отмена всех льгот. У Барвихи был хороший бюджет, часть средств шла в качестве доплаты многодетным, инвалидам, пенсионерам, были даже предусмотрены единоразовые выплаты в случае тяжелых жизненных обстоятельств. Сейчас это все отменится, — рассказывает Могильников. — Барвиха первой ощутила на себе все прелести окружения толстосумов. Люди борются за местную власть. Потому что она их хотя бы защищала. Сейчас уже некому будет защищать. Люди боятся, что на них будет оказано сильное экономическое давление и им придется все продавать и переезжать дальше от Москвы. Местное население защищает свои права против администраторов, посаженных сверху».