in

Госдума приняла закон о паллиативной медицинской помощи. Что он изменит?

Центр паллиативной помощи в Москве. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Государственная дума в третьем, окончательном чтении приняла закон о паллиативной медицинской помощи. Он вносит изменения в федеральный закон об основах охраны здоровья граждан.

 

В законе есть новое определение паллиативной медицинской помощи: меры, которые должны улучшить качество жизни неизлечимо больных, облегчить боль и другие тяжелые проявления заболевания.

 

При оказании паллиативной медицинской помощи врачи смогут использовать психотропные и наркотические средства. Сейчас же они, по словам учредителя благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера» Нюты Федермессер, стараются максимально долго продержать больного на более слабых препаратах. В пример она приводит суд над врачом скорой помощи в Оренбургской области: «У доктора один миллилитр из ампулы однопроцентного морфина ушел на укол, а второй миллилитр оставался в ампуле, и она его потеряла. Нет факта торговли, нет злостного нарушения, но человека восемь месяцев таскали по судам, приговорили к штрафу, и она имеет судимость по ст. 228 УК РФ. Да вы хоть все склады заполните этими наркотическими анальгетиками, но пока врач будет бояться, он не станет трогать эти ампулы. Будет убеждать больного потерпеть».

 

Новый закон закрепляет и то, что паллиативная помощь — это не только медицинское вмешательство, но и психологическая помощь, уход. Хосписы должны будут взаимодействовать и с родными, и с волонтерами, и с религиозными организациями.

 

Паллиативная помощь, согласно новому закону, будет осуществляться как в стационарных условиях, так и на дому. Если же человек не может сам решить, нуждается ли он в паллиативной помощи, а законного представителя нет, то решение сможет принять врачебная комиссия, консилиум врачей, лечащий или дежурный врач.

 

«Паллиативная помощь будет оказываться в каждом регионе, люди бесплатно будут обеспечены необходимыми обезболивающими и медицинскими изделиями и смогут дома, рядом со своими близкими, получать всю необходимую поддержку, как медицинскую, так и психологическую», — сказал председатель Госдумы Вячеслав Володин. За бесплатную паллиативную помощь выступает и учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер.

 

Социальный антрополог, эксперт фонда поддержки социальных исследований «Хамовники», научный сотрудник Oxford Russia Fellowship Сергей Мохов отмечает, что для бесплатной паллиативной помощи требуется серьезное финансирование:  «Паллиативная медицина и уход это очень дорогая социальная услуга. Непонятно, за счет чего и как будет финансироваться эта система в России. Например, нигде в мире нет бесплатных хосписов с неограниченным временем пребывания в них. Практически везде это осуществляется в рамках медицинского страхования»,  — сказал он в разговоре с «МБХ медиа».

 

Мохов отмечает, что в оказании помощи неизлечимо больным могут оказаться финансово заинтересованные стороны: «Некоторая выгода может быть у заинтересованных агентов, которые будут предоставлять, например, обезболивание по тендерам и госзаказам. Тот же Московский эндокринный завод, директор которого бывший замначальника ФСКН. Хотя это, конечно, не решающий фактор в принятии закона».

 

«То, что делает фонд “Вера” и Федермессер это очень правильно и хорошо, но непонятно, как это будет работать в рамках системы и за пределами двух столиц. Я полагаю, что для России актуальна не система стационаров и хосписов, а формирование выездной паллиативной службы и мощного волонтерского движения, желательно без участия государства», — считает Мохов.

 

Большое интервью Сергея Мохова о паллиативной медицине скоро выйдет на «МБХ медиа».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.