Конференция, проведенная Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 6 ноября в Москве, сильно вышла за рамки заявленной темы. Людям, которые вряд ли встречались ранее, было что обсудить и помимо безопасности друг друга. Тем более, что никакого существенного рецепта для защиты журналистов в современной России, как выяснилось, нет.
Состав участников конференции был крайне разношерстным. Так, заместитель генерального директора телекомпании «Россия» Сергей Брилев в начале задавал вопросы министру иностранных дел Сергею Лаврову, а уже через полчаса дискутировал с журналистом «Медузы» Иваном Голуновым. Никого, впрочем, это не смущало.
Сам же Голунов перед своим выступлением радостно здоровался с директором Департамента информации и печати МИДа Марией Захаровой, а потом рассказывал о том, как застопорился поиск заказчиков дела против него. «Мы много тем проработали, много вариантов обсуждали [со следователем], — рассказывал Иван. — Говорили и о теме потенциальных заказчиков, после чего у нас и прекратилось общение. Вероятно, нужно ожидать какого-то политического решения. Я подал в суд заявление о бездействии, на прошлой неделе состоялось заседание, на котором выяснилось, что полиции неизвестно, что меня избивали в отделе. Кроме безнаказанности есть и другие проблемы. У меня есть ограничения, о которых я не могу распространяться, но я не очень свободно живу».
Впрочем, с точки зрения расследователя, Голунов считает Россию благоприятной страной: «Много реестров, много открытой информации». Единственная проблема — чиновники не отвечают на запросы. Но тут уже вмешались Сергей Брилев и бывший главный редактор «РИА Новости — Украина» Кирилл Вышинский, рассказав о том, как тяжело добывать информацию в Великобритании и Украине.
По сути никакого диалога не происходило, все ограничивались сольными выступлениями. Тот же Брилев, который был заявлен как модератор первой панели на конференции, после каждой речи вставлял поучительные ремарки, делясь большим опытом работы за рубежом.
Назвать главного солиста вечера трудно, на роль хедлайнера претендовали и Мария Захарова, и корреспондентка «Russia Today» Екатерина Винокурова, и директор фонда «СПИД.Центр» Антон Красовский.
Первая посвятила свое выступление на конференции о безопасности российских журналистов тому, как корреспондентов федеральных СМИ не аккредитовывают на разные мероприятия за границей и как иностранная пресса выдумывает фейки о России.
Винокурова, постоянно перебивая других журналистов, требовала от ОБСЕ «стать важным актором в объединении коллег по цеху, отказавшись от идеологических предпочтений». Она вставал с места, порывалась уйти, внезапно задавала не относящиеся к теме обсуждения вопросы выступающим, почти кричала в микрофон.
Оказавшиеся в этот момент рядом со мной студентки журфака МГУ, которые, видимо, попали на конференцию по приглашению кого-то из своих преподавателей, отреагировали на очередной перфоманс Винокуровой словами «нужен психиатр срочно всем». Уже через 15 минут одна из студенток скачивала приложение «Медузы» на свой телефон.
Антон Красовский начал свое выступление с шутки, которая до этого никому, видимо, в голову не приходила. Как модератор очередной дискуссии он обратился к участникам конференции: «Я прошу людей, сидящих здесь… вышедших на эту панель… активно дискутировать». Представляя же участников этой панели он не забыл упомянуть, что Мария Захарова — его подруга, и постоянно перешучивался с ней.
Модератор следующей беседы журналистка Анна Качкаева сравнила манеру поведения Красовского с телеведущими ток-шоу на федеральных каналах. Когда он сказал «Я не сотрудник Russia Today, я делаю для них передачу», стало очевидно, какого конкретно тележурналиста напоминает Красовский.
И, все же, несмотря на то, что серьезной дискуссии о безопасности журналистов не получилось, на конференции ОБСЕ прозвучали несколько важных фамилий. Например, участники вспомнили о журналисте дагестанского издания «Черновик» Абдулмумине Гаджиеве, которого несколько месяцев назад арестовали в Махачкале и обвиняют в финансировании «Исламского государства». Упомянули и Светлану Прокопьеву, которую могут посадить на семь лет по статье «оправдание терроризма» за текст о взрыве в здании ФСБ в Архангельске.
Пресс-секретарь «Новой газеты» Надежда Прусенкова напомнила о 6 корреспондентах издания, убитых за последние 15 лет. Никакого средства для того, чтобы избежать повторения таких ситуаций, по ее словам, нет. Ее коллега — главный редактор петербургского отделения «Новой газеты» Диана Качалова — в ответ на прямой вопрос Сергея Брилева «Что нужно сделать?» внесла самое очевидное и разумное предложение вечера: «Пусть Дума примет закон об исполнении законов».