in

Закон от воров: как работает специальная статья против криминальных авторитетов

Слева направо: 1) Денис Макс (Дэн Бобруйский), 3) Андрей Казаков (Чили Калининградский), 5) Гела Кардава, 6) Олег Пирогов (Циркач), 7) Николай Кузьмичев (Коля Томский), 8) Юра Болт, 9) Улан Токтосунов (Сакал), Турция, 08.05.2013. Фото: Улан Токтосунов / Одноклассники

С апреля 2019 года в России действует новая статья УК 210.1 — «занятие высшего положения в преступной иерархии», по которой грозит от 8 до 15 лет колонии. Она нацелена на «воров в законе», и серьезно угрожает криминальным авторитетам, которые избегают «грязной работы»: посадить по ней можно просто за наличие статуса «вора».  Сейчас по этой статье обвиняют как минимум 14 человек — при этом не все признают свою связь с криминальным миром. Рассказываем, что это за люди и как новая норма меняет постсоветскую мафию.

Коля или не Коля

Турция, майские праздники 2013 года. На средиземноморском курорте Белек собираются десятки мужчин из стран бывшего СССР — в основном россияне и грузины. Они загорают на местных пляжах, вечерами сидят в ресторанах и много фотографируются: одна из этих фотографий позже попадает в «Одноклассники» кыргызского авторитета Улана Токтосунова, по ней «МБХ медиа» может определить, что мужчины собрались в пятизвездочном отеле Spice. Эти мужчины принадлежат к высшим кастам уголовного мира, и 10 мая одного из них — ранее не судимого Колю Томского — «примут в воровскую семью».

В следующие несколько лет Коля сам коронует как минимум пятерых воров, лишит воровского статуса двоих авторитетов, посетит несколько «сходок» в Турции, Подмосковье, Кемерове и на Кипре. А 25 мая 2019 года бойцы СОБР задержат 43-летнего томича Николая Кузьмичева — и с этого момента следствие будет считать мужчину тем самым Колей Томским и обвинит его в «занятии высшего положения в преступной иерархии».

Смотрящий одной из колоний (заключенный, отвечающий за ситуацию в камере или бараке или за общак; объяснения отдельных терминов и выражений читайте в «Словаре» на сайте нашего спецпроекта о русской тюрьме «Дом наш общий». — «МБХ медиа») недалеко от Москвы на условиях анонимности рассказал «МБХ медиа», что Коля Томский в местах лишения свободы не смог бы подтвердить свой статус.

«У себя в Томске это мелкий покровитель наркобарыг и не очень удачный рэкетир, который пытался отжать несколько городских предприятий. Но более серьезнее люди указали ему на его место еще в середине нулевых. Этого пассажира типа «короновали» в Турции. Сейчас это уже стало нормой, конечно, но просто люди стали забывать, что такое воровской статус. В Турции проходит наверное половина коронаций, многие из которых за деньги, или из стратегических соображений — один клан усиливается, чтобы противостоять другому клану. Я лично не знаю тех, кто короновал так называемого Колю Томского, но я знаю, что он в присутствии порядочных людей даже не сможет свой статус подтвердить», — говорит наш собеседник. 

Кузьмичев и его защита отрицают, что он имеет какое-то отношение к преступному миру. «Я не знаю, кто такой “вор в законе”. Кто такой “смотрящий”, в чем определение этих терминов. Никто не говорит», — говорит адвокат Кузьмичева Ульяна Лаврененко. По версии защиты Кузьмичев торговал машинами, занимался строительством и ремонтом. Настоящий «Коля Томский», по словам адвоката, носит фамилию Баранов: ранее он сидел за кражи, но следствие на это внимание не обратило.

«В материалах дела есть полученные в ходе наблюдения фотографии, где Кузьмичев возле дома на даче, с детьми теплицу ставит — множество фотографий. И в то же время справка от Интерпола, что он готовит себе убежище в Турции, — рассказывает Лаврененко. —  И этой справкой следствие объясняло, что он может скрыться. Допрашивают сотрудницу Интерпола, а она говорит, что из Турции прислали неверный перевод: там тоже Николай Кузьмичев, но Владимирович и из Владивостока».

Вверху: 1) Николай Кузьмичев (Коля Томский), 2) Улан Токтосунов (Сакал), 3) Мераб Мзарелуа (Дуяк); внизу: 1) Салманул-Парусей Абдурзаков (Тимур Саратовский), 2014 год, Турция. Фото: primecrime.ru

Адвокат Лаврененко объясняет, что следствие основывается на протоколах допроса засекреченных свидетелей, которые тоже находятся под следствием, фотографиях с сайта о ворах «Прайм крайм», и показаниях молодого судимого человека, который хотел сделать Кузьмичеву передачу «в знак уважения». Лаврененко добавляет: в деле даже фигурировали показания человека, который отсидел срок в Томской области и был депортирован в Азербайджан задолго до допроса.

Кузьмичев находится в одиночной камере СИЗО №2 в городе Колпашево, в 270 километрах от Томска. По словам Лаврененко, поместили его туда, потому что в томской ИК-4 уже сидит томский авторитет, Эрик Томский, и ФСИН решила, что «они начнут делить территорию, и между ними война будет». Первое заседание по существу пройдет 5 ноября.

«Надо понимать, что Томск — одна из самых красных управ России (место лишения свободы, где заключенные живут по режиму, установленному администрацией, в отличие от «черных» колоний, где управление, с ведома администрации, частично находится в руках определенной группы заключенных, занимающей высокое положение в криминальной иерархии. — «МБХ медиа»). А тут получается, что смотрящий и сам даже не сидел. Это вообще как? Тебе по-людски зададут вопрос — ты вот смотрящий в Томске, а ты расскажи, за чем ты там смотришь, если у вас крыша не греется ни на одной из зон? Вор — он несет своим одним именем идею черную. Он должен все сделать, чтобы разморозить зоны в своем регионе (разными путями превратить «красную» колонию в «черную». — «МБХ медиа»). Но что-то никто не спешит», — говорит авторитет из подмосковной колонии. Вместе с Томской областью «красными» считаются Владимирская и Тверская области, Карелия и Сибирь — Омская область и Красноярский край.

«На нем решили опробовать закон, потому что он один из самых слабых авторитетов — купленный статус, отсутствие поддержки, отсутствие реального криминального влияния на свободе. Решили посмотреть, будет ли какой-то негативный шлейф. Не будет» — предполагает смотрящий.

В том же Красноярском крае в суд уже направили дело против Константина Найбауэра, известного как Костя Канский. Ему тоже вменяют занятие высшего положения в преступной иерархии, но подробности дела неизвестны. Канский был едва ли не единственным вором в законе в Красноярском крае: регион считается «красным», и порядки в местных колониях устанавливает ФСИН.  

Выбрать присяжных по делу Найбауэра на первом заседании не удалось; следующее должно пройти 8 октября. Адвокат Найбауэра, Олег Пантела, отказался разговаривать с корреспондентом «МБХ медиа» по телефону: «На всю страну прогремели Добровинский с Пашаевым. И я не хочу, чтобы в моем процессе было шоу. Это не шоу, это судьба человека. Хотите пообщаться — давайте встретимся и поговорим».

Подмосковная зачистка
Олег Пирогов (Циркач), СИЗО-1 «Матросская тишина», Москва, 05.03.2013. Фото: primecrime.ru

Колю Томского в Белеке короновал в том числе и Олег Пирогов, известный как «Циркач» — такую кличку он получил потому, что пытался «откосить» от армии с помощью фальшивого диплома циркового училища. В отличие от Томского, Пирогов сидел несколько раз, причем не только в России. 

В 2014 году «Циркач» и его ближайший соратник Виктор Жаринов по кличке «Цезарь» даже попали в тюрьму в Ираке. Они пытались покинуть Турцию окольными путями, но на границе курдские бойцы Пешмерги увидели в них желающих воевать за террористов. Воры провели в курдской тюрьме полгода, пока их при поддержке правозащитников не вывезли в Россию.

Когда статья для воров вступила в силу, Пирогов и Жаринов вновь попытались скрыться за границей — «Коммерсантъ» даже предполагал, что «Циркач» находится в Центральной Америке. В действительности оба были гораздо ближе к Москве: в ноябре 2019 года Жаринова задержали в Таллине, а Пирогов в июне 2020 года приехал из Таиланда в Польшу, где задержали и его. «Циркач» ожидает экстрадиции в Москву, процесс против «Цезаря» начался в Нижнем Новгороде 14 сентября. 

14 июля 2019 года в Подмосковье задержали одного из самых крупных авторитетов после убийства Деда Хасана и ареста Шакро Молодого — Олега «Шишкана» Медведева. Шишкан был связан с Люберецкой ОПГ, но влиятельным был и вне криминальных кругов. С 1990-х Медведев (тогда он носил фамилию Шишканов. — «МБХ медиа») дружил с российскими политиками и спортсменами. 

Одно время авторитет даже владел футбольным «Сатурном» из Раменского и впоследствии ему покровительствовал; в том числе поэтому за Шишкана в суде вступились депутат Госдумы и заслуженный тренер России Валерий Газзаев, певец Лев Лещенко, тренер Юрий Семин и бывший капитан сборной России по футболу Виктор Онопко.

Медведева подозревают не только в занятии высшего положения в преступной иерархии, но и в причастности к похищению и убийству семьи депутата Раменского района Подмосковья Татьяны Сидоровой. В 2012 году неизвестные похитили совладелицу Раменского племзавода, ее сестру, сына и мужа. Их тела до сих пор не найдены.

За время расследования причастность Шишкана к похищению Сидоровой следователи из ГСУ СК пока официально не доказали. Тем временем под следствие отправили и адвоката авторитета, Александра Вершинина. Адвокат якобы пытался «отмазать» от преследования вора Василия Христофорова, известного как «Вася Воскрес», но при получении денег его задержали сотрудники ФСБ. Вершинин находится под домашним арестом. Связаться с другими адвокатами Медведева «МБХ медиа» не удалось. 

Знакомый с воровским миром источник «МБХ медиа» на условиях анонимности предположил, что на ситуацию в криминальном мире и изоляторах Подмосковья это повлияет слабо. «Москва и Подмосковье — большие деньги, тут всегда черное будет, — говорит источник. — Как я понимаю, это не борьба с чернотой, а просто конкретных людей из бизнес-соображений из строя выводят».

Олег Шишканов. Фото: Владимир Андреев / URA.RU / ТАСС
Бежать туда, где крыша дешевле

Еще с 1990-х воры — особенно кавказского происхождения — предпочитают вести дела за границей. Особенно для них популярны юг Испании, Греция и Турция; до 2010-х годов из стран Евросоюза было трудно добиться экстрадиции. Впрочем, профессор криминологии Оксфордского университета Федерико Варезе в разговоре с корреспондентом «МБХ медиа» рассказал, что Греция среди воров популярна исторически: туда в конце XX века массово переселялись греки-понтийцы, жившие в Закавказье.

Турция стала популярной уже позднее. Близкий к криминальной среде источник в разговоре с «МБХ медиа» предположил, что Турция популярна для воров, так как у власти там находятся люди, которые в своих бизнес-интересах работают с азербайджанскими ворами. По мнению профессора Института международных отношений в Праге и автора книги «Воры. История организованной преступности в России» Марка Галеотти, воры с Северного Кавказа и Закавказья могут рассчитывать в Турции на теплый прием — из страны затруднена экстрадиция в Россию, в ней дешево купить «крышу», а жить на местных курортах достаточно комфортно. «Кроме того, как мы видели в Испании 1990-х и начала 2000-х, места могут стать «модными» в гангстерской среде, и если все ваши друзья куда-то переезжают, вы можете переехать туда сами», — объясняет криминолог. 

Слева направо: 2) Арджеван Пурцхванидзе (Джони Кутаисский), 3) Артур Карадагаев, 4) Гайоз Звиададзе (Гия Кутаисский), 5) Гела Кардава, 6) Николай Кузьмичев (Коля Томский), Кипр, 06.03.2017. Фото: primecrime.ru
Итальянский сценарий

Законы, направленные против мафии, успешно работали в разных странах — начиная от закона RICO в США, с помощью которого с 1970-х удалось отправить в тюрьму большую часть мафиози, и заканчивая грузинским законом «Об организованной преступности», который в 2005 году ввел для воров в законе наказание от 7 до 10 лет заключения. 

Но криминологи Марк Галеотти и Федерико Варезе, с которыми поговорил корреспондент «МБХ медиа», сравнивают действия российских силовиков с итальянскими. Так Федерико Варезе объясняет, что с итальянским законодательством Россию сближает подход, по которому преступлением становится именно членство в преступном мире.

«Между грузинским и русским подходами есть некоторое сходство, но грузинский подход более комплексный, — объясняет «МБХ медиа» Галеотти. — Честно говоря, я думаю, что лучшая аналогия — это Италия, где многие годы применяли аналогичный закон. И как показывает пример итальянцев, чтобы действительно покончить с организованной преступностью, потребуются годы и десятилетия». 

По словам Галеотти, силовики в России хотели покончить с преступностью много лет, но им мешали коррупция и пробелы в законодательстве — из-за них было сложнее привлечь авторитетов «нового поколения», не желающих делать грязную работу. «Я помню, как один высокопоставленный сотрудник Академии МВД говорил мне о таком желании (ввести закон для авторитетов. — «МБХ медиа») еще в 2013 году, но сказал, что похоже, у этой идеи нет политической поддержки. К 2019 году, думаю, люди на вершине системы — некоторые из них вели дела с ворами в начале карьеры — решили, что гангстеры могут быть проблемой и с ними нужно что-то делать», — говорит ученый. 

По словам уже сидящего в колонии авторитета, цель закона — именно воры из России. «Закон этот странный, но цель его понятна. Если грузин, азеров и прочих можно выдворить, то с нашими ворами сложно что-то сделать, если нет нормальных доказательств. Можно, конечно, бесконечно подкидывать наркотики или оружие, но этот метод не резиновый. Вот теперь есть закон, по которому можно упечь надолго или давить как-то на воров славянских», — говорит смотрящий. 

Ответственности в теории можно избежать, если вор отречется от статуса. Но если впоследствии он попадет в «черную» колонию, то там это быстро станет известно. «Если вор на видео сказал, что он не вор и воровским не живет, по прибытии на зону, скорее всего, туда придет сообщение либо от блатных либо от мусоров, что такой-то такой-то отрекся от статуса. Если там есть те, кто называет себя порядочным арестантами, они у него поинтересуются так ли это». 

Бывший авторитет может как жить с «блатными», так и обычным «мужиком», но это зависит от его поступков. «Никто прессовать, п***ть или переводить в петушатник его не будет, но если вор перестал быть вором из-за какого-то гадского поступка, то его могут определить и в шерсть (касту неполноправных заключенных. —  “МБХ медиа”»), — говорит источник, знакомый с криминальной средой. Если же он попадает в колонию «красную», то он может либо просидеть весь срок в карцере, либо работать с остальными заключенными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.