Ломоносовский районный суд Архангельска отправил под домашний арест бывшего и.о. министра образования региона Юрия Гнедышева. По версии следствия, чиновник состоял в переписке с двумя несовершеннолетними школьницами и оказал на них “развращающее влияние”. На своей должности он проработал меньше двух месяцев и написал заявление об отставке за день до задержания. “МБХ медиа” разбиралось в громком скандале.
О том, что Юрий Гнедышев стал фигурантом уголовного дела, стало известно в пятницу, 9 октября: силовики задержали чиновника прямо на рабочем месте. Позднее на сайте СУ СК по Архангельской области появилось сообщение о проведенных следственных действиях, но фамилия подозреваемого не указывалась. При этом следователи сообщили, что в декабре 2019 года фигурант вел в неназванной социальной сети переписку с двумя несовершеннолетними школьницами, “оказывая на них развращающее влияние, а также направил одной из них ссылку на видеозапись сексуального характера”. Полицейские провели обыск в кабинете Гнедышева, были изъяты жесткие диски, телефоны и компьютеры. Сам он был задержан на 48 часов, а 11 октября стало известно о том, что суд отправил его под домашний арест на два месяца. Как пишет “Север.Реалии”, заседание по мере пресечения прошло в закрытом режиме, а прессу не пустили в суд из-за коронавирусных ограничений. По данным издания, в отношении Гнедышева была назначена психиатрическая экспертиза.
Чиновник подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 135 УК — “Развратные действия в отношении двух несовершеннолетних лиц”. Ему грозит от 5 до 12 лет лишения свободы. При этом не исключено, что Гнедышеву также будет предъявлено обвинение по статье 242 УК — “Незаконное изготовление и оборот порнографических материалов или предметов” — об этом пишет издание “Эхо Севера” со ссылкой на источник в правительстве региона.
Утверждается, что новость о подготовке задержания чиновника не стала сюрпризом для властей Архангельской области, поскольку мероприятия по его задержанию проходили в оперативном взаимодействии администрации губернатора и правительства с правоохранительными органами. При этом остается неясным, что Гнедышев делал в пятницу на рабочем месте, поскольку за день до этого он написал заявление об уходе в отпуск с последующим увольнением. В сообщении СК также используется формулировка “экс-чиновник администрации Архангельской области”.
На должности главы Минобразования региона Гнедышев проработал меньше двух месяцев: он стал и.о. министра в августе после ухода с должности Олега Полухина. До этого он занимал пост замминистра. В отставку чиновник, по-видимому, до самого последнего момента не собирался: еще 6 октября, за три дня до задержания и за два — до отставки, Гнедышев опубликовал во “ВКонтакте” снимок грамоты с благодарностью от зампредседателя Госдумы Ольги Епифановой. За день до задержания он присутствовал на инаугурации главы Архангельской области Александра Цыбульского и рассказывал журналистам о планах по изменению дат осенних школьных каникул в условиях пандемии коронавируса.
До работы в правительстве Гнедышев был директором Северодвинской гимназии №14. С 1995 по 1998 годы он работал там учителем математики и физики, а в 1998 году перешел в северодвинскую школу №29 и преподавал детям информатику до 2001 года. В гимназии заявили изданию “Подъем”, что не верят в виновность Гнедышева. В соцсетях появляются комментарии от людей, которые, по их словам, учились у него еще в 90-е: они также утверждают, что тот не был замечен в неподобающем поведении. Глава Северодвинска Юрий Скубенко заявил, что подозреваемый “был инициативным и старался быть в передовых участниках всех образовательных событий”. Также Скубенко добавил, что ему “искренне жаль семью” Гнедышева: у чиновника есть жена и двое детей.