in

Защита от оговора и нападения. Зачем росгвардейцам видеорегистраторы, и сколько они стоят?

Кадр: YouTube

Глава Росгвардии Виктор Золотов пообещал оснастить своих подчиненных видеорегистраторами. По словам главы ведомства, это нужно «для фиксации обстановки»: ими будут пользоваться при массовых акциях, спецоперациях ОМОНа и охране. Ранее регистраторы появились и у полицейских: сейчас их закупают в рамках гособоронзаказа за сотни тысяч рублей.

Несмотря на обещания Золотова, планов о закупке видеорегистраторов у Росгвардии пока нет. За лето ведомство даже не разместило ни одного тендера на их поставку. Правда, в 2018 году принадлежащее Росгвардии ФГУП «Охрана» в Москве приобрело 12 регистраторов за 68 тысяч рублей. В старых тендерах на портале Госзакупок региональные управления ведомства называют их «подарочной продукцией» и «ценными подарками» — речь об автомобильных регистраторах.

Пока росгвардейцы предпочитают обычные видеокамеры: так, центр специального назначения вневедомственной охраны в Москве готов отдать за одну видеокамеру почти 38 тысяч рублей. Создатель паблика «Омбудсмен полиции» Владимир Воронцов считает, что использование ручных видеокамер менее удобно с практической точки зрения. «С занятой рукой сотрудник был больше подвержен нападению, чем с видеорегистратором, который крепится к элементам форменной одежды», — говорит Воронцов.

В полиции регистраторы появились несколько лет назад: в 2016 году их использование признали полезным и даже предлагали заранее готовить полицейских к использованию видеорегистраторов. В разговоре с «МБХ медиа» Воронцов сказал, что приветствует ношение видеорегистраторов полицейскими и росгвардейцами. «Во-первых, это дисциплинирует самого сотрудника, потому что он знает, что его действия фиксируются, — говорит Воронцов. — Если полицейский честно выполняет свою работу, не превышает полномочий, никому в карман с деньгами не лезет, это защищает его от оговора».

В отличие от закупок Росгвардии, полиция много покупает и видеокамер, и видеорегистраторов. В апреле 2019 года центральное управление материально-технического снабжения МВД закупило 285 видеокамер почти на миллион рублей, а через пару недель — еще 18, но уже за 680 тысяч рублей. Все — в рамках гособоронзаказа.

Регистраторы стоят дороже, и берут их меньше — тоже в рамках гособоронзаказа. В июле МВД закупило 27 видеорегистраторов «Стайер» почти за три миллиона рублей — каждый обошелся полиции в 106 тысяч рублей. Еще 49 регистраторов купили в мае — почти за два миллиона.

По словам Воронцова, вне зависимости от способа записи видео будет считаться доказательством. «Если видео нет, могут быть свидетели. Их можно запугать, подкупить, склонить в свою сторону. Это техническое средство объективного контроля — непреложная истина, с которой невозможно спорить», — говорит омбудсмен.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.