in

Заявление об отводе судьи и 40 ходатайств: продление ареста Шестуну, день второй

Фото: Анастасия Ольшанская / МБХ медиа

 

Второй день заседания Мосгорсуда по продлению ареста обвиняемому в мошенничестве экс-главе Серпуховского района Александру Шестуну был ничуть не легче первого. Адвокаты пытались доказать, что нет никаких исключительных обстоятельств, из-за которых обвиняемому нужно находится в СИЗО больше года. Но судья Александр Рыбак встал на сторону следователя и прокурора, которые утверждали обратное. Арест Шестуну продлили до 13 сентября.

 

«Шестун — уникальный человек»

Заседание ожидаемо задержали. Возле зала собрались те же люди, что и накануне, пятого июня. У Шестуна была солидная группа поддержки из Серпухова: люди проснулись в пять утра, чтобы в семь уже выехать и успеть на заседание в 11:00. Многие серпуховчане благодарны Шестуну за все, что он сделал для района, и считают, что он «уникальный человек». Именно поэтому они не могли не приехать на заседание.

К группе адвокатов — Олег Шляхов, Павел Соболев, Леонид Шарый — присоединился Андрей Гривцов, которого на вчерашнем заседании не было. На вопрос о том, почему они сразу не заявили об отводе судьи, адвокаты интригующе ответили: «Всему свое время».

Заседание началось около 11:40, Шестун снова был по видеосвязи. Адвокат Соболев подал ходатайство о личном присутствии обвиняемого в зале суда и перенесении в связи с этим заседания на десятое июня. Адвокат Шляхов заявил об отводе судьи, потому что последний заинтересован в продлении ареста и именно из-за этого не дал защите достаточно времени на ознакомление с материалами дела. Судья ушел в совещательную комнату, объявили перерыв.

В перерыве все возмущались, что судья сам рассматривает заявление о своем же отводе. Адвокаты же сказали, что не стоит даже надеяться на отвод судьи. И действительно, заявление отклонили.

Следователь подал два своих ходатайства. Он попросил суд приобщить к делу заявление экс-главы Серпуховского района об окончании голодовки и справку, доказывающую, что Шестун не может присутствовать на заседании по состоянию здоровья. В связи с этим обвиняемый может не присутствовать на заседании лично (это прописано в части 13 статьи 109 УПК). Следователь предложил довольствоваться видеосвязью, прокурор его поддержал.

А вот Шестун выступил резко против. Бывший глава Серпуховского района сказал, что врачи при осмотре допустили его личное присутствие на заседании. Справке, которую предоставил следователь, он не верит. Но судья решил, что видеосвязи будет вполне достаточно.

 

«Не надо цитировать закон»

У защиты и Шестуна тоже были свои ходатайства — адвокат Шляхов подготовил 40 просьб суду. Судья же не давал ему читать документы и просил сформулировать все кратко. Адвокат вспылил: «Я не могу сформулировать все одним предложением». «Значит, ходатайств у вас нет, садитесь», — спокойно ответил судья.

Адвокат Шарый попросил дать ему изучить справку, согласно которой Шестун не может присутствовать на заседании. Судья ходатайство удовлетворил. «В справке ничего не сказано про присутствие обвиняемого на суде», — сказал Шарый, изучив документ. Судья ответил: «Вопрос в трактовке».

Адвокат Кривцов отметил, что справки о здоровье датированы 5-6 июня: «Шестун прекратил голодовку и сможет в ближайшие дни быть доставлен в суд». Он снова попросил перенести заседание на десятое июня, но судья навстречу не пошел.

Еще одно ходатайство защиты было о допросе супруге Шестуна Юлии. Адвокаты утверждали, что она даст характеристику своему супругу, и это сможет стать аргументом в пользу смены меры пресечения на домашний арест. Но судья отклонил ходатайство, потому что подобные допросы уже проводились во время прошлых заседаний по продлению меры пресечения.

Фото: Анастасия Ольшанская / МБХ медиа
Особая сложность дела

Следователь попросил продлить арест Шестуна до 13 сентября — именно в этот день закончится следствие и можно будет перейти к рассмотрению дела о мошенничестве по существу.

Дальше он напомнил, что Шестун обвиняется в совершении тяжких и особо тяжких преступлений — мошенничестве (ч. 4 ст. 159), легализации денежных средств (ч. 4 ст. 171.1) и незаконной предпринимательской деятельности (ст. 289). В случае, если экс-главу Серпуховского района отпустят, тот сможет продолжить преступную деятельность, скрыться от следствия или давить на свидетелей.

Особая сложность дела, по мнению следователя, заключалась в большом объеме следственных действий: “За этот месяц следствие провело 25 допросов, две выемки. Всего в деле сейчас 120 томов. Нам необходимо время, чтобы завершить осмотры документов и опросы свидетелей, дать защите ознакомиться с результатами экспертиз».

Дело сложное еще и потому, что обвиняемым по нему проходит не только Шестун, а еще и Борис Криводубский и Сергей Самсонов. Они объявлены в международный розыск. Следователь утверждал, что именно к 13 сентября они смогут их найти и задержать.

Защита настаивала, что все аргументы следователя носят общий характер, в них нет конкретики. Адвокаты напомнили, что еще до задержания и ареста, во время доследственных проверок, Шестун всегда являлся на следственные мероприятия по первому же звонку. Это происходило из-за того, что экс-глава уверен в своей невиновности и заинтересован в проведении справедливого расследования.

Адвокаты требовали, чтобы Шестуна перевели под домашний арест. Они сослались на его плохое здоровье. Соболев сказал, что есть и справки, которые доказывают, что болезни не позволяют обвиняемому находиться в СИЗО. Упомянул и то, что экс-глава Серпуховского района — единственный кормилец в семье, а также имеет множество наград и положительных характеристик.

Соболев говорил, что сейчас следственных действий почти не ведется, а допросы свидетелей и выемки не требуют ареста обвиняемого. По его словам, нет никаких доказательств, что Шестун давил на свидетелей.

Сам бывший глава Серпуховского района тоже требовал сменить меру пресечения на домашний арест. Он назвал свое нахождение в СИЗО пыткой. Обвиняемый начал рассказывать, как его били ногами, отправляли в пресс-хату, ни за что поставили на учет как склонного к побегу. Основания последнего, по словам Шестуна, были абсурдными: у него пять раз спросили его фамилию, на пятый раз арестованный устал от одного и того же вопроса и назвал чужую. Судья прервал его: «Это не относится к делу, говорите по существу».

 

Два часа вникуда

После этого адвокату Шляхову все же разрешили озвучить 40 ходатайств. Судья постоянно перебивал его, язвил. Из-за этого заседание еще больше затягивалось. В зале было душно, многие начали дремать, в том числе следователь и прокурор. Казалось, не спали только судья и Шляхов.

Адвокат ходатайствовал о приобщении к делу множества документов, различных доказательств невиновности Шестуна. Все это длилось около двух часов. В 16:30 судья заявил, что приобщит к делу все письменные ходатайства, а устные ходатайства, которые тоже были, и документы — нет. Начался получасовой перерыв перед оглашением решения суда.

А вот оглашение заняло около 15 минут. Судья полностью согласился со стороной обвинения: Шестун обвиняется в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, под домашним арестом он продолжит преступную деятельность, сбежит или будет препятствовать следствию. Дело суд признал сложным, а случай исключительным, ведь нужно допрашивать свидетелей, задерживать других обвиняемых и много чего еще.

Аргументы защиты о плохом состоянии Шестуна, его положительных характеристиках и том, что обвиняемый — единственный кормилец семьи, суд учел, но не посчитал достаточными для изменения меры пресечения. Экс-глава Серпуховского района проведет в СИЗО еще три месяца.

Александра Шестуна арестовали 14 июня 2018 года по делу о превышении должностных полномочий. Затем обвинение переквалифицировали на мошенничество в особо крупном размере. По данным следствия, в 2008 году Шестун незаконно передал в собственность юрлицу земельный участок по льготной стоимости. Свое дело Шестун считает политически мотивированным. В апреле 2018 года он опубликовал видеообращение к Владимиру Путину, в котором рассказал о принуждении к отставке под угрозой конфискации дома и уголовного преследования. По его словам, его ухода с поста главы Серпуховского района добивался губернатор Московской области Андрей Воробьев.

8 февраля 2019 года Александр Шестун объявил голодовку. Он требовал, чтобы его перевели в гражданскую больницу, так как из-за врожденного хронического заболевания в СИЗО его состояние ухудшается. 22 мая Шестун согласился на поддерживающие капельницы. 4 июня он написал официальное заявление о прекращении голодовки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.