in

Метаморфозы Гуревич. Что известно об адвокате нидерландского журналиста, обвинившего The Insider в клевете

Сталина Гуревич
Сталина Гуревич. Фото: Сталина Гуревич / Instagram

Утром 28 июля к журналисту и главному редактору издания The Insider* Роману Доброхотову пришли силовики с обыском. По последним данным, он проходит свидетелем по уголовному делу о клевете (ч. 2 ст. 128.1 УК РФ), возбужденному 26 апреля 2021 года по заявлению нидерландского журналиста Максимилиана Бернардуса Вилем Ван дер Верффа. Ранее The Insider писал, что российское Минобороны платит этому журналисту за ложные публикации о сбитом «Боинге». Интересы Ван дер Верффа представляет адвокат Сталина Гуревич. «МБХ медиа» рассказывает о том, что нужно знать о ее профессиональных и гражданских взглядах.

Зимой 2021 года на соучредительницу детского хосписа «Дом с маяком» Лиду Мониаву написали донос. С приходом коронавируса в Россию она забрала к себе домой одного из подопечных, мальчика Колю. У него тяжелое неизлечимое заболевание, постоянные боли, судороги, Коля не может ясно выражать свои мысли и эмоции. Мониава все время пыталась социализировать мальчика — проколола ему ухо, катала его на вертолете, возила на концерт вокально-инструментального ансамбля «Татьяна», делала ему разные прически, отдала в общую школу, а еще приходила вместе с ним к зданию суда, когда судили режиссера Кирилла Серебреникова.

Все это не оценила Сталина Гуревич: она направила жалобу в органы опеки, потребовав запретить Мониаве публиковать информацию о жизни Коли, посещать с ним мероприятия, которые «противопоказаны людям с эписиндромом», а также запретить делать мальчику пирсинг и тату.  В обращении адвокат указывала, что Лида якобы причиняла страдания Коле, будто бы пытаясь сделать из ребенка «символ борьбы за права инвалидов».

Десять лет тому назад юрист Гуревич сама представляла в суде интересы инвалида — активиста и главного редактора газеты «Химкинская правда» Михаила Бекетова. Издание Бекетова подвергало жестокой критике тогдашних мэра Химок и администрацию Московской области за то, что они собирались вырубить Химкинский лес. Михаилу Бекетову часто угрожали, а потом угрозы стали физическими. Сначала неизвестные забили собаку активиста, затем взорвали его машину.

В 2008 году, после того, как Бекетов предположил, что за этим давлением стояла администрация города, Владимир Стрельченко, который тогда был мэром Химок, подал на журналиста в суд за клевету, а вскоре его избили. В результате Бекетов получил тяжелую черепно-мозговую травму, перестал самостоятельно ходить, потерял способность говорить, а также лишился пальцев на руках и правой ноги. Сталина Гуревич была адвокатом Михаила Бекетова до конца, и именно она сообщила о его смерти в 2013 году – находясь в больнице, главред «Химкинской правды» подавился во время обеда, у него остановилось сердце, а подоспевшие врачи не смогли вернуть к жизни ослабший организм. 

«В гибели Миши виноваты те, кто на него напал. Он до последнего момента надеялся и верил, что нападавшие будут найдены и наказаны. И что этого так и не случалось, угнетало его до последнего дня», — говорила тогда Гуревич.

Примерно в то же время, в 2010 году, Сталина Гуревич выступала защитницей активистов, принявших участие в прогулке «синих ведерок». Акция задумывалась как пешая экскурсия по центру Москвы в ответ на инициативу депутатов Госдумы ограничить использование автомобилей на пикетах, митингах и других протестных мероприятиях. Такие прогулки не требовали согласования с властями, по мнению участников экскурсии, пришедших на акцию с синими детскими ведрами. Тем не менее, милиция задержала около десяти человек. 

«Фактически руководство ОВД [куда отвезли протестующих] подписалось под тем, что граждане были задержаны незаконно, поскольку никаких противоправных действий с их стороны не было выявлено», — заявляла Сталина Гуревич.

Журналист Аркадий Бабченко вспоминал, что когда-то он был знаком с адвокатом Гуревич. Как рассказывал Бабченко, они со Сталиной «постоянно пересекались на акциях протеста»: «Она была адвокатом у задержанных и арестованных. Антипутинизм, все дела». Но после аннексии Крыма в 2014 году, по словам журналиста, «Сталина уехала головой сразу».

Летом 2015 года Гуревич выступила за то, чтобы действия украинской армии и лояльных режиму Петра Порошенко военных в непризнанных Луганской и Донецкой народных республиках расследовал международный суд. «С попустительства режима Порошенко там действуют батальоны, которые подчиняются своим полевым командирам и прямо заявляют, что официальная власть им не указ. Есть международные суды, которые занимаются расследованием военных преступлений. ДНР и ЛНР и должны ставить эти вопросы, и представлять доказательства преступлений», — считала Сталина Гуревич.

В 2017 году Сталина Гуревич представляла интересы прокремлевского украинского журналиста и блогера Анатолия Шария. Поводом для судебного разбирательства стал эфир программы «Своя правда» на радиостанции «Говорит Москва», в котором адвокат Марк Фейгин заявил, что Шарий проходит по делу о педофилии. Таким образом, по мнению заявителя, была распространена недостоверная информация, порочащая его честь и достоинство. 24 апреля 2018 года Фейгин был лишен адвокатского статуса — якобы за нарушение норм Кодекса профессиональной этики адвоката, а именно за использование в социальных сетях нецензурной лексики в адрес своих коллег и их клиентов. Об этом просила сама Гуревич. Тем не менее, сам Фейгин был уверен, что это все — «месть за три твита о Шарие».

«Я сейчас думаю, что она [Сталина Гуревич] изначально была агентом, а на митингах играла роль», — подчеркивал Аркадий Бабченко.

* Издание The Insider признано в России иностранным агентом

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.