Магомед Гадаев, депортированный из Франции в Россию, отказался от адвоката и помощи правозащитников, сообщает правозащитный центр «Мемориал».
Сегодня адвокату Семену Цветкову удалось встретился с Гадаевым в ОМВД Ачхой-Мартановского района в Чечне. Гадаев сообщил Цветкову в присутствии полицейских, что у него уже есть защитник и он не нуждается в услугах еще одного. Затем он написал об этом письменное заявление, однако полицейские не отдали его адвокату.
«Мемориал» считает, что отказ от адвоката был сделан Гадаевым под давлением сотрудников полиции, которые преследуют цель лишить Гадаева эффективной юридической защиты и возможности освещения подробностей расследования в СМИ.
11 апреля полицейские в Новом Уренгое передали Гадаева, которого несколько дней назад депортировали из Франции, чеченским силовикам. Гадаева увезли в Чечню, в отношении него было возбуждено уголовное дело о хранении оружия.
Гадаев в 2010 году покинул страну после того, как его похитили и пять месяцев держали на базе чеченского ОМОН. «Новая газета» писала, что силовики собирались «вывезти [его и других задержанных] в горы и расстрелять как боевиков».
За границей Гадаев рассказал о пытках на родине, а также вошел в «Ассамблею чеченцев Европы», представляющей интересы представителей диаспоры. Его задержали во Франции в октябре прошлого года после того, как 18-летний Абдулах Анзоров обезглавил учителя истории Самюэля Пати в пригороде Парижа.
Гадаева поместили в депортационный лагерь, однако высылку приостановили из-за его заражения коронавирусом. В конце марта решение о депортации отменили через суд, и чеченца отпустили. 8 апреля его вновь задержали и 9 апреля отправили в Россию. Перед вылетом чеченец вскрыл себе живот в депортационной тюрьме.