Режим ЧС федерального характера, разлив 20 тысяч тонн дизельного топлива; Greenpeace просит Мишустина взять ситуацию под личный контроль. Рассказываем о норильской катастрофе.
Авария с участием легковой машины, которая врезалась на норильской ТЭЦ-3 в топливный резервуар, случилась еще 29 мая. За ней последовали пожар, разгерметизация хранилища и разлив топлива. Как стало известно позже, пострадал резервуар, в котором хранились 30 тыс. тонн дизельного топлива. По словам вице-премьера Красноярского края Анатолия Цыкалова, емкость ранее осматривала специализированная компания и дала добро на ее использование.
Позже Следственный комитет сообщил, что сначала прохудился резервуар, топливо вылилось на проезжую часть, после чего начался пожар и загорелся проезжавший мимо автомобиль.
По предварительной версии властей, днище цистерны прохудилось из-за просевшего грунта. Часть дизтоплива попала в местный ручей и речку Амбарная.
В социальных сетях в последние дни постоянно появляются видео, на которых видно, насколько сильно загрязнена вода в реках возле Норильска.
На сегодняшнем совещании Владимир Путин отчитал генерального директора компании «НТЭК» Сергея Липина и губернатора Красноярского края Александра Усса за медленное информирование федеральных властей о случившемся и согласился объявить в Норильске режим чрезвычайной ситуации федерального характера из-за разлива 20 тысяч тонн дизельного топлива. С таким предложением к нему обратился глава МЧС Евгений Зиничев.
Сейчас властями Красноярского края в реках установлены специальные боны, преграждающие дальнейшее продвижение топлива. По последним данным, в реках региона уже собрали около 80 тонн разлитого топлива.
Начальник цеха ТЭЦ-3, где произошла авария, сегодня в Норильске был задержан по делу об утечке нефтепродуктов.
«Мы написали Мишустину с требованием взять под личный контроль данную ситуацию, особенно в плане оценки экологического ущерба, — сказал «МБХ медиа» координатор проектов Greenpeace по климату и энергетике Василий Яблоков. — Есть практика, что предприятия уходят от финансовой ответственности. Чтоб полностью был возмещен ущерб, произведена рекультивация, чтобы виновные были наказаны, ситуация должна быть взята под контроль на самом высоком уровне. Кроме того, все аналогичные объекты в Арктике необходимо проверить, нет ли угрозы аналогичной этой, так как неизвестна точная причины, по которой это произошло».
Яблоков считает, что ситуация будет иметь серьезные экологические последствия. «Это крупнейшая экологическая катастрофа за Полярным кругом, — говорит он. — Накладывает отпечаток, что там очень уязвимая природа, которая очень долго восстанавливается, очень низкая биологическая активность. Сейчас крайне важно собрать как можно больше загрязненного грунта и первичного загрязнителя, и не допустить распространение загрязнителя дальше по водным объектам и в море».
«Безусловно, [введение федерального ЧС] открывает возможности для привлечения большего количества ресурсов, для привлечения всех возможных служб к ликвидации этих последствий, — говорит Яблоков. — Необходимо быстро действовать, максимально эффективно собирать топливо и загрязненный грунт, чтобы не происходило вторичного загрязнения, устанавливать всевозможные защиты, чтобы не распространялось загрязнение. На это требуется большое количество человеческих ресурсов, техники».