На встрече с активистами, которые защищают гору Куштау, глава Башкирии Радий Хабиров заявил, что разработка горы для производства соды невозможна. Он также поручил сформировать координационное совещание с участием представителей Башкирской содовой компании (БСК), правительства республики и активистов. В течение двух недель они должны найти компромисс по Куштау. Если его так и не удастся достичь, гора получит природоохранный статус. Мы восстановили хронологию борьбы за Куштау и выяснили, считают ли победой последние шаги властей сами активисты.
«Эту историю с Куштау надо закрывать, она закончена в моем понимании», — заявил Радий Хабиров на встрече с активистами в пятницу. По его словам, для признания горы особо охраняемой природной территорией уже готовы все документы, и 4 сентября их отправят в Москву, если БСК так и не сможет договориться с протестующими.
Активисты же на компромисс явно не согласны: после выступления Хабирова они выдвинули ряд других условий. Глава переговорной группы протестующих Урал Байбулатов потребовал создать национальный парк на территории всех трех шиханов — Юрактау, Куштау и Торатау. Кроме того, протестующие настаивают на отзыве разрешительной документации на разработку Куштау, освобождении всех задержанных активистов и привлечении к ответственности участников нападения на палаточный лагерь защитников шихана. Помимо этого, они намерены и дальше добиваться отставки главы Ишимбайского района Азамата Абдрахманова, который ранее лично участвовал в разгоне лагеря, при этом матеря активистов.
Готовность властей пойти на уступки многие протестующие восприняли с воодушевлением. «Странно было бы это во всеуслышание заявить и не сделать», — комментирует обещание Хабирова художник и архитектор Ильшат Байбурин, уже давно выступающий в защиту Куштау. В беседе с «МБХ медиа» он назвал это победой людей, не равнодушных к уничтожению природы. По словам Байбурина, движение против разработки шихана было стихийным и не имело какой-либо структуры, поэтому мнение других активистов по этому вопросу может отличаться. Это действительно так: в группах, посвященных Куштау в соцсетях, на поздравления одних пользователей с победой другие советуют не торопиться и подождать дальнейшего развития событий.
Протесты против разработки шихана Куштау, который считается одним из символов Башкирии, шли несколько лет. БСК с разрешения Хабирова хотела добывать там известняк, который используется в производстве соды. Пример такой разработки у местных жителей перед глазами — на месте четвертого шихана, Шахтау, где известняк добывали с 1950-х годов, теперь обширный карьер. Уникальный природный памятник, образовавшийся сотни миллионов лет назад, оказался уничтожен.
Как защитники Куштау в Башкирии попали под пули и газ
Протест против добычи соды на горе Куштау...
Местные жители твердо решили не допустить повторения этой ситуации. Их протесты привлекали не так много внимания, как, к примеру, ситуация со строительством мусорного полигона на Шиесе, но все начало меняться в начале августа. Тогда активисты заметили, что на территории шихана началась вырубка леса. После этого защитники Куштау решили разбить там палаточный лагерь, чтобы не допустить дальнейшего проведения работ. 6 августа произошло первое столкновение — полицейские задержали несколько активистов, которые пытались помешать проезду техники БСК. Спустя три дня на лагерь напали неизвестные. По утверждению активистов, слова которых приводила “Медуза”, нападавшим заплатили деньги, а к лагерю их пропустили сотрудники ЧОПа БСК. 15 августа произошло еще одно крупное столкновение протестующих с сотрудниками ЧОПа, в результате было задержано около 80 человек. Горячая фаза противостояния закончилась на следующий день, когда к лагерю приехал Радий Хабиров. Он пообещал, что Куштау не тронут, пока не будет найдено компромиссное решение.
Впрочем, у многих все еще есть сомнения в том, что власти сдержат свое слово. В беседе с РБК руководитель программы «Гринпис» по особо охраняемым территориям Михаил Крейдлин не исключил, что скоро к делу могут подключиться самозванцы, которые назовут себя «защитниками Куштау» и в итоге все же договорятся о промышленной разработке горы. «Это приведет только к новым столкновениям», — заключил представитель «Гринпис».
Защитники Куштау: как экопротест вылился в противостояние активистов и крупнейшего башкирского предприятия
Возле горы Куштау, неподалеку от города Стерлитамак...
Ранее Хабиров поддерживал разработку Куштау, подчеркивая, что в противном случае в БСК не обойдется без сокращений и работы могут лишиться тысячи людей. Самый вероятный компромисс, который может быть найден — альтернативные источники сырья. Их должны предложить эксперты на координационном совещании. Но это наверняка приведет к дополнительным расходам для БСК: к новым месторождениям придется прокладывать дороги, может потребоваться и модернизация производства. Представители компании ранее утверждали, что при большой удаленности месторождений предприятие может стать нерентабельным. При этом ранее “Новая газета” на основе экономических расчетов сделала вывод, что в БСК лукавят и закрытие предприятию не грозит. Еще один вариант, который сейчас обдумывают власти республики — выкуп контрольного пакета БСК (сейчас министерству имущественных отношений Башкирии принадлежит около 38% компании). В этом случае обязательства по сохранению рабочих мест и решению вопроса целиком лягут на правительство региона. Сейчас большая часть акций БСК принадлежит АО “Башхим”, единственным учредителем которого является кипрский офшор Modisanna Limited.