Почти год назад в поселке Дмитриевка Тамбовской области прошла самая масштабная протестная акция в новейшей истории всего региона. На улицу вышло практически все взрослое население поселка. Основным требованием митингующих было остановить реконструкцию мусорного полигона «Бастион», который тамбовские власти планировали превратить в главную областную свалку.
Жители были возмущены не только самим фактом появления огромного мусорного полигона вблизи своих домов, но и тем, что власти сфальсифицировали общественные слушания по поводу реконструкции «Бастиона». Оказалось, что многие уважаемые люди поселка даже и не знали, что «проголосовали» на этих «слушаниях» за новую свалку. Кроме того, на официально не введенный в эксплуатацию полигон ежедневно в течение двух лет свозили мусор.
Глава Тамбовской области Александр Никитин нашел время встретиться с жителями Дмитриевки лишь спустя месяц после митинга, когда ситуация начала становиться критической и грозила новыми масштабными протестными акциями. При этом губернатор поставил условие, что на встрече не должен присутствовать общественный деятель и видеоблогер Вадим Коровин (уроженец поселка), который несколькими днями ранее выложил на своем канале фильм «Тамбовское восстание от первого лица», посвященный протесту в Дмитриевке.
Жителям поселка Никитин сказал, что он «был не в курсе того, что здесь происходит» и всю вину переложил на местные власти. В результате, глава Никифоровского района Александр Щербакова и председатель районного Совета депутатов Валерий Шишкин подали в отставку (а ставший главным «козлом отпущения» Щербаков уже спустя месяц после своей отставки пошел на повышение в Тамбов, заняв руководящую должность в Госстройнадзоре). Губернатор публично пообещал, что мусорного полигона в Дмитриевке не будет, а жители поселка проводили его в Тамбов аплодисментами. Однако хеппи-энда не вышло.
«Никитин «под камеры» дал нам обещание закрыть полигон, — рассказала «МБХ медиа» присутствовавшая на встрече местная жительница Татьяна Аверкова. — Причем он заявил, что если потребуется, то «употребит для этого свой губернаторский ресурс». Мы поверили. А как не поверить? Оказалось, что зря. Единственный пункт, который был выполнен — это исключение полигона из территориальной схемы обращения с отходами. Но из всех пунктов – он самый малозначительный. Потому что вернуть полигон в терсхему можно в любой момент. Договор аренды на земельный участок под полигон не расторгнут, ТСК (компания, которой принадлежит мусорный полигон «Бастион». – «МБХ медиа») продолжает исправно вносить арендную плату».
Кроме того, в интернете местными активистами был обнаружен еще один договор аренды, теперь уже на другой участок, который планировали использовать под мусороперерабатывающий комбинат.
«Мы выяснили, что договор был заключен с нарушением, — рассказывает Татьяна Аверкова. — Удалось поднять шум, в дело вмешалась прокуратура, которая потребовала привести документы в соответствие с законодательством. Комбинат они собирались строить на землях населенных пунктов, что недопустимо. Получилось так, что областная администрация под все эти разговоры типа «полигона не будет», «мы тоже против» и так далее, вместо реального расторжения договора с ООО «Бастион», заключила с ним дополнительное соглашение, где цель строительства была изменена на мусоросортировочный комплекс. Пришлось приложить немало сил, чтобы этот договор не прошел регистрацию в Регпалате. Такова цена словам губернатора. Была попытка за нашими спинами узаконить еще один участок. Усыпив бдительность людей обещаниями Никитина, ТСК продолжала все это время оформлять разрешительные документы на строительство «экотехнопарка». На встрече губернатор нам говорил, что сам в свое время жил по соседству с полигоном, знает, что это такое, понимает нас и так далее. Но тем не менее ни Никитина, ни ТСК совсем не волнует то обстоятельство, что в километре от жилых домов мы получим не просто полигон, а целый комплекс по приему, обработке и захоронению мусора. Интересно, что на еще более близком расстоянии находится сахарный завод, предприятие пищевой промышленности. И это их тоже ничуть не смущает».
Учредителем Тамбовской сетевой компании (ТСК) является комитет по управлению имуществом Тамбовской области, руководителем которого до недавнего времени был вице-губернатор региона Глеб Чулков, покончивший с собой несколько недель назад. Однако бенефициаром ТСК называют бывшего офицера ФСБ Ивана Свиридова. После того как в 2015 году губернатором области стал Александр Никитин, компания Свиридова, занимавшаяся тепло-, водо- и электроснабжением, начала осваивать новые для себя ниши. В 2016 году ТСК получила лицензию на вывоз мусора, а в конце 2018-го с подачи губернатора едва не стала региональным монополистом в этой сфере. Протест жителей Дмитриевки временно сорвал планы компании. Общественник и видеоблогер Вадим Коровин считает, что ТСК просто так не сдастся.
«Очевидно, что для ТСК – это игра «вдолгую», — сказал «МБХ медиа» Коровин. – Предполагаю, они превратят все это в многолетнюю судебную тяжбу. С тем, чтобы, невзирая на то, кто находится у власти, рано или поздно либо вытащить свои деньги, инвестированные в реконструкцию полигона, либо запустить его.
Активистка Татьяна Аверкова тоже считает, что ТСК не собирается отступать.
«ТСК времени не теряла. За этот год они привели в порядок бумаги, теперь у них есть положительное заключение Ростехнадзора и они уже неоднократно обращались в районную администрацию за разрешением очередных этапов строительства полигона. На фоне высокого социального напряжения в районе, администрация такое разрешение выдать не решилась».
Неясной остается ситуация и с фальсификацией общественных слушаний, на которых жители Дмитриевки якобы проголосовали за реконструкцию полигона. Никто так и не был серьезно наказан.
«Слушания были признаны несостоявшимися, — рассказывает Аверкова. — Однако впоследствии это решение по процедурным основаниям было отменено Тамбовским областным судом после апелляционной жалобы АО ТСК. В настоящее время рассмотрение дела проходит в Мичуринском городском суде. Специалист, подделавший протокол слушаний – Лариса Иванова, несмотря на уголовную статью, получила административное наказание и продолжает выполнять свои обязанности. Глава Дмитриевского поссовета Александр Попов, под чьим руководством были сфальсифицированы протокол и решение, освобожден от наказания в связи с истечением срока давности».
В начале декабря в Дмитриевке прошла серия одиночных пикетов, в которых местные жители требовали от губернатора выполнения данных год назад обещаний.
«Это была попытка достучаться до Тамбовской областной администрации и лично до Александра Никитина, — объясняет Аверкова. — Наш протест, направленный изначально исключительно против организации рядом с поселком масштабного полигона, власти своим бездействием и откровенным пренебрежением людьми перевели в политическую плоскость. «Чиновники, вы погрязли во лжи. Не испытывайте терпение народа, оно не безгранично» — год назад, когда протест только зародился, никому и в голову не пришло бы написать подобное.
Теперь жители поселка вновь готовятся выйти на улицу. Заявления на проведение митинга написаны на 20 и 21 декабря.
«Прошел год – пора подводить итоги. – говорит Татьяна Аверкова. — Написанные тысячи обращений в различные инстанции по большому счету оказались бесполезной работой. Убедились, что ни надзорные, ни контролирующие инстанции не выполняют своих прямых обязанностей. Это все бесполезные конторы, паразитирующие на бюджете области и страны. Депутаты Госдумы от Тамбовской области стараются держаться от нашей проблемы в сторонке. Представьте себе, они теперь посещают наш поселок тайно, без информирования населения о своем визите. Так, например, мы узнали о приеме Александра Полякова из «Единой России» и Тамары Плетневой из КПРФ постфактум, из районной газеты «Знамя». Единственным депутатом Госдумы, который оказал нам реальную поддержку, был Александр Шерин из ЛДПР, за что ему спасибо. Что касается чиновников местной администрации, то они предпочитают сидеть на двух стульях. Делают вид, будто они с нами солидарны, но для решения вопроса с мусорным полигоном не предпринимают ровным счетом ничего. Это не самостоятельные фигуры, а роботы, исполняющие указания сверху. Что делать в таких условиях? Решено провести митинг, где мы собираемся говорить о том, что за год абсолютно ничего не сделано. Люди возмущены тем, что, несмотря на громкие заявления Никитина, они вынуждены отстаивать свои права на благоприятную экологическую среду в судах».