in

Кувалда, бутылки и провокатор. Что известно о «Челябинском деле»

Памятник чехословацким легионерам в Челябинске. Фото: Тара-Амингу / Wikipedia

 

 

Трех челябинских нацболов обвиняют в продолжении деятельности ныне запрещенной Национал-большевистской партии. В основе дела лежат показания провокаторов, его ведет тот же генерал, что и дело «Сети», а неугодных адвокатов не пускают в процесс. 

 

Чехи и прокуроры

 

В начале июня 2020 года в челябинском СИЗО по обвинению в экстремистской деятельности оказались трое молодых людей — 18-летние Артем Голубев и Александр Крышка и Михаил Просвирнин, которому недавно исполнилось 19. Оперативники ФСБ считают, что Голубев организовал ячейку запрещенной в России «Национал-большевистской партии» и вовлек в нее Крышку, Просвирнина и еще двоих людей, которые в итоге под стражей не оказались — неких Демидова и Носуленко.

 

Из рапорта оперативников (имеется в распоряжении редакции) становится ясно, что личность Демидова засекречена. При этом в документах фигурирует его опрос. Кроме него давали показания только обвиняемые. Постановление о представлении материалов оперативно-розыскной деятельности органам следствия подписано генерал-лейтенантом ФСБ Сергеем Сизовым, который вел дело «Сети».

 

По версии силовиков, ночью 25 апреля молодые люди совершили акт вандализма, нанеся несколько ударов кувалдой по памятнику чехословацким легионерам. Мотивировали они это ответом на демонтаж памятника маршалу Коневу в Чехии. После нескольких ударов они развернули плакат «За Конева ответите!», рядом с которым были нарисованы «серп с молотом, стилизованные под символику НБП» и зажгли фальшфейеры, говорится в постановлении. Сотрудники ФСБ считают, что замысел Голубева заключался в сплочении ячейки и подготовке ее членов к более серьезным акциям. При этом акцию на видео снимал Крышка, плакат держали Просвирнин, Демидов и Носуленко, а кувалдой по памятнику бил предполагаемый «организатор ячейки».

 

8 июня тем же составом они отправились на акцию к зданию прокуратуры, где и были задержаны. На месте преступления нашли две бутылки с зажигательной смесью, флаг «Другой России», нарукавники с символикой НБП и баннер с надписью «На дубинки вместо русских мы посадим мусоров». Силовики предполагают, что они собирались сжечь здание прокуратуры в знак протеста против полицейского насилия. Эта акция была связана с судом над сотрудником ППС, который в начале мая изнасиловал задержанного резиновой дубинкой в Ленинском отделе полиции Челябинска. По этому делу арестован только один человек, еще несколько сотрудников отдела отстранены от работы. ФСБ считает, что Просвирнин, Крышка и Голубев собирались своей акцией «дестабилизировать деятельность органов прокуратуры и оказать влияние на принятие ими решений» по делу о превышении полномочий. При этом в документах эта акция значится как «оперативный эксперимент». В материалах, указанных в постановлении, имеется заявление на участие в таком эксперименте.

 

Артем Голубев. Фото предоставлено родственниками

Важно уточнить, что эта форма оперативно-розыскного мероприятия подразумевает под собой наблюдение за лицами в искусственно созданных условиях. Согласно ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

 

Кроме оперативного эксперимента, в деле имеются более сотни листов со скриншотами переписки из чата в «Телеграме» под названием «Читательский клуб», диски с материалами прослушки и наблюдения. Слушать Голубева начали еще в феврале 2020 года. «Наблюдать» за ним — в марте. 

 

Что известно об обвиняемых

 

Артем Голубев после девятого класса поступил в Челябинский юридический колледж по специальности «Правоохранительные органы». Его мать Наталья всегда мечтала, чтобы ее сын стал полицейским. Самому Артему эта идея не нравилась: он увлекался историей и много читал. Он любил Оруэлла, Кафку и Пелевина, но больше всего зачитывался Эдуардом Лимоновым, даже ездил на его похороны в Москву. Заканчивать ЧЮК Голубев не захотел и вернулся в школу. Но и там он недоучился, пришлось забрать документы. Родственники думали, что теперь он пойдет в армию, но их планы поменяла ФСБ. 

 

С тех пор как Артем оказался в СИЗО, они не видели его ни разу. Адвокат Денис Смирнов, с которым их связали силовики, на контакт не идет. Сам Смирнов на вопросы «МБХ медиа» ответить отказался. Следователь ФСБ Шкуратов, который ведет дело, перестал отвечать на их звонки. И у мамы, и бабушки Голубева отобрали подписку о неразглашении материалов дела. Их они так и не увидели. Недавно им удалось договориться с адвокатом Ольгой Лепехиной, которая должна была защищать Артема в суде. Но ей тоже не дали ознакомиться с материалами дела: пришел письменный отказ от сотрудничества за подписью самого Голубева.

 

«Артем хороший ребенок, с ним проблем вообще не было до переходного возраста. Потом он в эту “Другую Россию” влез, я про нее вообще ничего не знала. Он рос без отца, а нам с бабушкой на него было сложно повлиять. У меня очень умный ребенок, начитанный, просто немножко не туда повернул», — говорит Наталья Голубева.

 

Со своей бабушкой Людмилой Вусик Артем был ближе, многое ей доверял, рассказывал об увлечениях. Она была в курсе и про «Другую Россию», и переживала за внука, но он уверял, что все в порядке. Больше всего ее смущали ребята 25-27 лет в компании 18-летнего внука и его друзей-ровесников. С Александром Крышкой Артем дружил еще со школы. Крышка был частым гостем в доме Голубевых, они хорошо знали его и его семью. Дети учились в параллельных классах, и после ухода Артема в колледж дружбы не прекращали, вместе посещали рок-концерты.

Александр Крышка. Фото: личная страница ВКонтакте

Об Александре известно немного. Его отец Дмитрий Крышка характеризует его как «спокойного и нормального парня, который никогда ничего экстремистского не проявлял». Как и мать Голубева, он не был в курсе о партийной деятельности своего сына. Утверждает, что сотрудники правоохранительных органов общались максимально культурно. 24 августа Ленинский районный суд Челябинска рассмотрел дело Крышки в особом порядке. Его приговорили к 2,5 годам условно и освободили в зале суда. Приговор по его делу засекретили. Адвокат Крышки Александр Асиновский комментировать дело отказался. 

 

«Я в то, что он виноват, конечно, не верю. Ну а кто поверит в виновность своего ребенка? Но главное, что дома. А судят справедливо или нет пусть адвокаты. Я судить не могу», — прокомментировал решение суда Дмитрий Крышка.

 

Родители Михаила Просвирнина полностью отказываются контактировать и даже запретили его друзьям носить в СИЗО передачи. Его адвокат Александр Шалагин отказался от комментариев, объяснив это тем, что дал подписку о неразглашении материалов дела. 

 

Корреспонденту «МБХ медиа» удалось связаться с бывшим одноклассником Просвирнина Александром, с которым тот продолжал общаться после школы. По словам Александра, Михаил любил рок-концерты, они даже вместе ходили на «Кис-кис» и «Порнофильмы». Учиться пошел в юридический колледж, увлекался политикой и юриспруденцией.

 

«Миша — человек хороший, общительный. Всегда любил с кем-нибудь поспорить, всегда твердо стоял на позициях, любил политику обсуждать. О «Другой России» не рассказывал вообще, но упоминал в разговорах снос памятника. Я не придал этому значения, не знал, что он там делает. Жалко ему передачи носить запретили. Ему бы помочь чем-нибудь», — говорит Александр.

Михаил Просвирнин. Фото: личная страница ВКонтакте
Партия пытается разобраться

 

В партии «Другая Россия» считают дело, возбужденное по 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации. — “МБХ медиа”), незаконным. Члены партии называют его провокацией со стороны силовиков. Они проводят свое собственное расследование случившегося. 

 

Им удалось выяснить, что Александр Носуленко, упомянутый в рапорте об обнаружении признаков преступления, вероятнее всего является сотрудником центра «Э». Ранее его видели на экологических митингах в Челябинске, где он выступал в роли гражданского активиста. Его полный тезка родился в 1995 году, окончил Южно-уральский государственный университет по специальности «правоохранительные органы», следует из документов, найденных нацболами на сайте университета. Александр Носуленко 20 марта подавал заявку на вступление в «Другую Россию» на сайте организации и присутствовал в некоторых чатах нацболов. Сразу после ареста с ним связались члены партии, и он обещал выяснить, что происходит. Практически моментально после этого он отвязал свой номер от Telegram, а спустя еще неделю удалил обе свои страницы из «Вконтакте», сообщили «МБХ медиа» в «Другой России». Предположительно, именно он и «Демидов» были двумя участниками акций у памятника и прокуратуры, которых в итоге не задержали. Другороссы связывают «Демидова» с активистом Егором Петряковым, который, по их мнению, был завербован спецслужбами. В 2017 году Петрякова осудили на четыре с половиной года условно по обвинению в участии в экстремистском сообществе, его финансировании и незаконном хранении боеприпасов. По мнению членов партии, именно Петряков познакомил подсудимых с предполагаемыми провокаторами.

 

Возможность того, что Голубев мог состоять в НБП в «Другой России» отрицают и считают невозможной. Согласно уставу организации, вступить в нее до того, как ее запретили мог только совершеннолетний. Голубеву только в марте исполнилось 18. Разрабатывать его начали еще в феврале. Артем заполнил анкету на вступление в «Другую Россию» в марте 2019 года, Просвирнин — в ноябре 2019. Крышка — просто друг детства Голубева, утверждают в партии.

 

Нацболы возмущены и давлением на семьи арестованных: родителям постоянно звонят и угрожают, не дают свиданий, хотя и обещали. В «Другой России» говорят, что родных запугали и навязали им «ФСБшных» адвокатов, обещая, что дадут свидание сразу отпустят под домашний арест на первом же суде по мере пресечения. Этого не произошло. 

 

«Родителям даже не сообщили, что они могут присутствовать на заседании по мере пресечения в августе и увидеть своих детей. Когда появились первые публикации о деле, родители звонили и спрашивали, что же им теперь делать, думали, силовики им жизни теперь не дадут. Судя по всему, там с ними действительно идет работа. Они нам сами сказали, что практически после каждого нашего звонка им звонят сотрудники ФСБ и начинают их пугать», — говорят в пресс-службе «Другой России».

 

Ленинский райсуд Челябинска продлил содержание под стражей Артему Голубеву до 13 февраля. Его дело начинают рассматривать по существу. Родителям сказали на заседание не являться: оно пройдет в закрытом режиме. У Михаила Просвирнина ближайшее заседание назначено на 13 сентября.

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.