В Карелии продолжается повторное рассмотрение уголовного дела о гибели школьников в летнем лагере на острове Сямозеро. Гособвинитель зачитала в суде показания подростков, которые выжили во время шторма летом 2016 года. На скамье подсудимых чиновники Роспотребнадзора.
«Взял весло и греб изо всех сил»
Водный поход, в который в июне 2016 года отправились 47 воспитанников лагеря «Парк-отель «Сямозеро», был рассчитан на четыре дня и три ночи. Дети планировали выдвинуться из лагеря в местечко под названием Пятый пляж, затем перейти на Змеиный остров, потом – на Коровий остров, после чего должны были вернуться в лагерь. Трагедия произошла на переходе к Змеиному острову. Группа попала в сильный шторм, о котором заранее предупреждали экстренные службы.
«16 июня 2016 года мне лично пришло на мой телефон сообщение следующего содержания: в некоторых районах России — конкретно в каких городах описано не было – будет штормовой ветер от 17 до 20 метров в секунду… Другим тоже приходило такое сообщение», — указал в своих показания Никита К.
Эти показания следователям подтвердили и другие участники водного похода.
«Павел и Валерий (инструкторы Павел Ильин и Валерий Круподерщиков. — «МБХ медиа») сказали, что по озеру надо грести быстрей, потому что должен быть шторм, и они должны догрести до Змеиного острова до шторма», — сказал Александр П.
«Перед сплавом сотрудники МЧС России всем на телефон отправили сообщение о том, что будет шторм и сплав на лодках и на рафте не рекомендуется. Но Вадим на сообщения МЧС не реагировал. Вадим назвал данный поход «Остаться в живых». Такие задачи он ставил сам себе», — указано в показаниях Даниила Ф.
Участники лагеря видели смс-сообщения с информацией о приближающемся шторме и не хотели идти в поход в условиях риска. Но координатор Вадим Виноградов отменять ничего не стал. Вожатые, в свою очередь, побоялись перечить руководству, чтобы избежать проблем с практикой, которую они проходили в лагере. В итоге детям выдали спасжилеты; на берегу их уже ждали два каноэ и рафт.
«После приезда Вадима ему наш инструктор Валерий сообщил о том, что будет шторм. Вадим сказал, что успеем доплыть до Змеиного острова за час. И после этого он стал более сильных парней сажать на рафт, а остальных на каноэ. Так как изначально мне не понравился Вадим, я не захотел с ним плыть на рафте. Попросился в каноэ», — рассказал воспитанник лагеря Максим Г.
После того, как все расселись по плавсредствам, оказалось, что в одной из лодок вообще не было взрослых. Виноградов был в рафте, Круподерщиков – в одном из каноэ. Вторым каноэ управляли дети.
«18 июня 2016 года оказался на рафте; как и все ребята, взял весло и греб изо всех сил», — рассказал следователю школьник Александр П.
«Я плакал и читал молитву»
Участник похода Никита К. рассказал, что в момент, когда начался шторм, волна достигала двух метров. Рафт и лодки, на которых шли группы, потеряли управление. Около часа дети на рафте гребли, борясь со штормом, но затем перешли в дрейф. Их товарищи на каноэ пропали из виду.
«Другим детям было страшно. У одного мальчика началась истерика. Он то смеялся, то плакал. Говорил, что мы умрем», — рассказал школьник Федор П.
«Некоторые дети плакали. Некоторые радовались, что по волнам катаемся, скорее всего, от безнадежности. Я плакал и читал молитву», — сообщил следователям Антон Т.
Воспитанник лагеря Максим Г. стал свидетелем звонка одного из детей с терпящего бедствие каноэ на телефон службы спасения. Возможно, речь идет о том звонке, который приняла фельдшер Суоярвской больницы Ирина Щербакова. Медик посчитала, что звонок был розыгрышем и положила трубку.
«На соседнем каноэ один из детей набрал номер МЧС. Мальчик сказал сотрудникам МЧС о том, что нам нужна помощь – мы попали в шторм. На том конце ответили, чтобы он больше не шутил, и положили трубку», — указано в показаниях Максима Г.
Дети безуспешно боролись с волнами, ситуация стала выходить из-под контроля.
«Вода стала попадать в каноэ, и обстановка в плавательных средствах ухудшилась. Я помню, что сидел на самом борту и греб веслами до последнего. Валера подавал счет на греблю», — сообщил Максим.
В рафте командовал Вадим Виноградов. Участник похода Никита К. вспоминает, как координатор лагеря пытался заставить детей активнее работать веслами.
«На первое время шторма Виноградов подталкивал ребят веслом, чтобы те быстрее гребли», — рассказал следователю выживший подросток Никита К. Он признался, что сам старался грести активнее, поэтому ударов от Виноградова избежал.
В итоге рафт, наконец, прибило к берегу. Участники похода разбили там лагерь. Мокрые и напуганные дети разожгли костер и поставили палатки. Они развесили на деревьях яркие спасжилеты, чтобы терпящих бедствие школьников могли увидеть издали. Готовить еду оказалось не в чем. Участники похода ели хлеб с тушенкой. Один из них увидел точки в воде и понял, что это перевернулись каноэ, которые следовали с ними в походе.
«В итоге Вадим сказал: сидим здесь, никуда не звоним, выберемся сами… Вадим сказал ребятам, что у нас есть еда и палатки, поэтому никуда не надо звонить: ни в МЧС, ни в полицию. Сказал, что с нами будет все хорошо и с Валерой (инструктором Круподерщиковым. — «МБХ медиа») тоже все хорошо. Якобы они созвонились и с Валерой все в порядке», — рассказал во время следствия участник похода Александр П.
«Если Виноградов видел, что кто-то из ребят собирается звонить в МЧС, то просто отбирал у них мобильные телефоны», — сообщается в показаниях школьника Федора П.
«Кроме мертвого парня, никого не было»
Воспитанник лагеря Максим Г., находившийся в день происшествия в каноэ, рассказал, что крушение произошло после того, как управлявший рафтом Вадим Виноградов потребовал от инструктора Валерия Круподерщикова изменить курс в условиях шторма. Он пояснил, что Виноградов позвонил и потребовал, чтобы тот перенаправил каноэ.
«Мы стали поворачивать каноэ обратно в сторону сзади находящегося рафта. Далее одна волна прошла под нами, а вторая волна нас накрыла. Я почувствовал удар по затылку и потерял сознание. Каким образом я выбрался на берег, я не помню. Я очень долгое время был без сознания. Очнулся под лодкой. Рядом со мной был парень по имени Игорь. По его лицу, которое было синим, я догадался, что он мертв. Когда я выбрался на берег, кроме мертвого парня, никого не было», — рассказал следователю Максим.
На берегу подросток нашел нож, с помощью которого принялся резать деревья в попытке добыть сок березы.
«Благодаря этому ножу, я смог срезать кору с деревьев. И с помощью него добывал березовый сок, который пил», — сказал он.
Школьник, по его словам, ходил по острову и никого на нем не нашел. Шторм при этом продолжался.
«Я накрыл настилом мертвое тело парня. И к вечеру увидел костер. Поплыл на соседний остров. Соседний остров находился в том месте, где был я, метрах в ста. На том острове был Вадим и остальные выжившие в рафте, и несколько человек с каноэ», — рассказал подросток.
Следующее заседание по делу о гибели детей на озере Сямозеро в Петрозаводском городском суде запланировано на 24 декабря. Семьи потерпевших заявили миллионные гражданские иски к чиновникам Роспотребнадзора, которых обвиняют в халатности.
Директор детского лагеря Елена Решетова и ее заместитель Вадим Виноградов уже приговорены к 9,5 годам колонии общего режима. Инструктор Валерий Круподерщиков получил срок в виде 8 месяцев колонии-поселения, однако был освобожден от наказания за истечением срока давности. Инструктор лагеря Павел Ильин, врио главы Роспотребнадзора Карелии Людмила Котович и экс-руководитель управления ведомства Анатолий Коваленко были признаны невиновными. Однако затем Верховный суд Карелии отменил приговор в отношении двух представителей Роспотребнадзора. Дело было отправлено на повторное рассмотрение в горсуд Петрозаводска.