Наш колумнист Антон Орех убежден, что в голосовании на грядущих выборах нет ни малейшего смысла: выборы в их нынешнем виде потеряли свое значение, и Россия изменится не на выборах. Но писатель Михаил Шевелев считает, что такая стратегия губительна. Если не участвовать в выборах, политзаключенные гарантированно будут сидеть, а оппозиция окажется в тупике.
22 апреля 2019 года Навальный вывел на сцену «Главклуба» пятерых человек и рекомендовал их в качестве кандидатов в Мосгордуму. Мы, сказал он, идем на выборы, мы будем соблюдать все законы и правила, даже самые причудливые, мы готовы объединиться с самыми неприятными людьми, наша цель — нанести поражение «Единой России» легально.
Знал ли Навальный, как будут развиваться события дальше? Да, знал, и много ума для такого прогноза не требовалось. В тот день он сказал: “Если вы попытаетесь сфальсифицировать выборы, у нас не останется другого выхода, кроме уличного протеста”.
Он сделал это открыто, и теперь нет повода обвинять его в провокации – все интересующиеся с обеих сторон были честно предупреждены. Фальсифицировать результаты выборов никто не стал, проблему попытались решить простым отказом в регистрации кандидатов. Последовал обещанный ответ – уличные протесты, которые набирают силу.
И теперь встал вопрос — участвовать в выборах в Мосгордуму или нет, и если да, то как. К будущему составу Мосгордумы он на этом этапе имеет отношение слабое, практически никакое.
Единственный козырь, который есть у протеста – улица. Практика показывает, что полная мобилизация с привлечением всех сочувствующих – от Дудя и Оксимирона до Познера – дает порядка 80 тысяч участников. С учетом возвращающихся отпускников — больше.
Пока это количество сочтено несущественным, и выдвинуты встречные аргументы – ОМОН, суд, СИЗО.
Призыв к участию в выборах позволяет сохранить протест в правовом и конкретном поле. Это важно, потому что конкретные цели лучше мобилизуют людей, чем абстрактные «Свободу политзаключенным» или «Соблюдайте свою конституцию». Равно как и приверженность формальным правовым процедурам, вроде выборов, укрепляет ощущение собственной правоты.
Участие в выборах – это конкретный план действий. Мы голосуем, и мы наблюдаем. Находим нарушения и фальсификации – появляется ясный повод, чтобы выйти на улицу.
Фальсификации будут. Судя по бэкграунду вице-мэров Сергуниной и Бирюкова (не самых крупных операторов столичной пилорамы), допуск к бюджетным документам Москвы посторонних кончится не плохо, а катастрофично.
Или страх окажется сильнее, и в Мосгордуме появятся незапланированные персонажи. Назовем их для простоты Митрохин+. Что с ними делать, властям понятно – покупать. Но этот поезд слегка уехал, поскольку Митрохин+ будет помнить, благодаря кому он в эту Мосгордуму попал, и это не Собянин с Путиным, и не его партийное начальство.
Что эти, незапланированные, сделают первым делом? Потребуют отставки Собянина и наказания виновных в репрессиях. Не потребуют? Или будут посланы? Отлично, вот повод для улицы – понятный, справедливый и правовой. Бюджет и тендерная документация, доступные депутатам – это попутный ветер в те же паруса. Равно как и возможность законных массовых мероприятий в виде встреч с народными, господи прости, избранниками.
И все это будет происходить на глазах у большинства депутатов Мосгордумы, состоящего из обычных проходимцев и карьеристов. Но в умении держать нос по ветру они могут дать мастер-класс любому. Чем больше скандалов, и чем больше, соответственно, людей на улице, тем сильнее будут их колебания. Депутаты из них никакие, перебежчики отличные.
При этом политические кризисы имеют свою динамику. На наших глазах выборы в Мосгордуму превращаются в вопрос о федеральной власти. Затормозить этот процесс можно, остановить нельзя.
Выбор между участием и неучастием в выборах в Мосгордуму – это не выбор между моральным поведением и аморальным политиканством. Равно как кажется несущественным и вопрос о том, кого поддерживать — людей, рекомендованных Навальным, или Гудковым, или Явлинским.
Простое неучастие в выборах – это гарантированное снижение численности протеста (под формально моральными лозунгами) и занавес на этом его этапе, Болотная-2. И это означает, что уже арестованные будут сидеть, и появятся новые, и никакие цели не будут достигнуты, и пар будет продолжать закипать. Лукавый лозунг 96-го «Голосуй или проиграешь» в 2019-ом трансформировался в обоснованный «Голосуй или сядешь».
Участие в выборах – шанс на продолжение протеста. Гарантии успеха? Да никаких. За этим товаром желающие пусть обращаются к гаранту. Но он обманет.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.