in

«Он заболел». Антон Орех про пропагандистский шум вокруг отравления Алексея Навального

Алексей Навальный. Фото: Павел Головкин / AP

Навальный переохладился, Навальный перегрелся, Навальный летел на голодный желудок, Навальный «нажрался», у Навального нарушен обмен веществ, упал сахар, приступ панкреатита. Навальный устал. Навальный «заболел». Диагнозы Навальному ставили все: омские медики, омские медики в погонах, пропагандисты, депутаты и сенаторы. Про него говорили, стараясь избегать его имени. Версии менялись в зависимости от очередного озарения какого-то человека в Администрации или в ФСБ. Они лихорадочно перебирали ложь, пытаясь найти такую, которая будет больше похожа на правду. 

Потом начали галдеть все наперебой, и даже из Омска продолжают посылать телеграммы, как несчастные мемуаристы, пишущие тома, после того, как столичная знаменитость проехала их полустанок и задержалась на полчаса. 

Немцам вся эта ерунда была ни к чему, и они просто поставили диагноз, который казался очевидным с самого начала. Диагноз – не просто отравление, а политический террор. Как со Скрипалями, а до этого с Литвиненко — весьма вероятно, что и с Виктором Ющенко. И вообще список-то приличный – просто не все жертвы настолько знамениты. 

Это скандал. Но для России, для ее власти, для репутации – абсолютно безвредный. В классическом фильме героиня говорила, что «у меня такая безупречная репутация, что меня уже давно пора скомпрометировать». У нашей страны – ровно наоборот: репутация испорчена уже настолько, что скомпрометировать ее больше нечем. Кого удивит отравление оппозиционного политика после того, как изобличили двух туристов, изучавших шпиль «Солсеберцкого собора»? После Крыма не удивит даже если Россия введет войска в Минск. 

После малайзийского «боинга» просто ничего уже не удивляет. И в той истории сами помните сколько было «диагнозов». Показания испанского диспетчера, снимки из космоса, как бы следственные как бы эксперименты, радиоперехваты, самолет, в который заранее посадили покойников – какой только ереси мы не наслушались. Чем бредовее – тем азартнее излагались версии. От этого бреда наши получали даже какое-то удовольствие, какое получают пранкеры или тролли. Все все понимают, но сделать ничего невозможно. 

Но главным адресатом этих эскапад, конечно, выступают не иностранные потребители, а наша публика. Которая либо вообще не знает про отравление Навального, либо знает то, что услышала из телевизора. Публика легко поверит не только в переохлаждение Навального, но и в перегрев на солнце. Потому что завтра публика уже не помнит, что было вчера. У нее просто складывается некое общее впечатление. 

А версии не только не кажутся смешными или противоречивыми, но даже словно дополняют друг друга. Пускай Навальный и переохладился и перегрелся одновременно. И заголодал, и напился. Как с тем же «боингом». Версия про украинский штурмовик не противоречила версии об украинской ракете. Казалось, что и с воздуха сбивали лайнер, и с земли, и внутри для верности трупов насажали – все в дело!

Нет таких санкций, которые Запад еще не ввел против России и путинского окружения. Из-за Навального ничего нового придумывать не станут. В конце концов, он – гражданин России, отравленный на территории России, какое ваше дело, и при чем здесь «Северный поток»?

Россия непрерывно требует доказательств от Германии, как будто это немцы кого-то чуть на тот свет не отправили и в чем-то провинились. Но какие бы доказательства ни были представлены, Россия все равно скажет, что они неубедительные и недостаточны. Ну вот не убеждают они нас, не хватает нам чего-то. Вот омские анализы – хороши, а немцы убедить не могут. Или уклоняются от сотрудничества – как мы это понимаем. 

Поэтому и отдали Навального в Германию. Потратив первые пару дней, чтобы разобраться, что к чему, потом спокойно отпустили, зная, что не признают никаких результатов, какими бы они ни были. Внешний потребитель ничего не сможет с этим поделать, а внутренний непритязателен и для него никакие логические цепочки и неоспоримые улики не являются важными. 

Так что ничем реальным попытка убийства Навального России не грозит. А для поднятия настроения можно еще раз пересмотреть рассказ Лукашенко на встрече с Мишустиным про перехват разговора Берлина и Варшаву, или послушать его гениальную озвучку, напоминающую среднебюджетные сериалы про ментов. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.