Привет! Меня зовут Арина и я понимаю людей, которые не хотят прививаться. Сама я сделала вакцину «Спутник V», хотя тоже не доверяю нашим властям и боялась побочек, которые, кстати, у меня были неслабые. Но обо всем по порядку.
Власти государств во всем мире и, в том числе, в России, позволили регистрировать вакцины до окончания испытаний. Это выглядит жутковато и не вызывает доверия, но ковидная реальность такова — потенциальный вред от этих вакцин, в теории, не должен перевешивать потенциальный вред от самого заражения.
Спешка оправдана — люди от коронавируса по-прежнему умирают, ограничения убивают экономику стран. Важно, чтобы вакцинация прошла в короткие сроки. То есть для того, чтобы победить ковид, две трети населения должны не только привиться или переболеть, но и сделать это в течение полугода, пока гарантированно сохраняются антитела.
С этим есть проблема. Во-первых, вакцины мало, и до регионов она добирается долго, хотя, очевидно, мы не зависим от импорта, как европейские страны, а наоборот, экспортируем нашу вакцину. Во многих городах, в отличие от Москвы, тесты на антитела делают только платно в частных клиниках. Это не всем доступно, хотя и не очень нужно.
Страшнее перебоев с поставками и платных услуг — нежелание россиян прививаться. К эффективности и безопасности вакцины слишком много вопросов. Государство не стало запускать масштабную информационную кампанию, ограничившись сайтом, на который большинство все равно не попадет, редкими сюжетам на федеральных каналах и баннерами с главврачом Коммунарки Денисом Проценко (или другими именитыми врачами) с лаконичным призывом пройти вакцинацию.
Ничего более заметного вроде бы не было. Популярно рассказывают о «Спутнике V» только научные и общественно-политические медиа, и нельзя сказать, чтобы эта тема была особенно заметна на фоне остальной повестки.
Из неизвестности появляются страхи и слухи. Страхи сильных побочных реакций, страхи заболеваний, которые могут обнаружиться в долгосрочной перспективе, страх того, что все это зря.
При этом зловещим молчанием это тоже не назовешь. Информация же есть, но людей смущает ее фальшивый и пафосный тон. С момента чрезмерно ранней регистрации российской вакцины Минздравом она превратилась то ли в крылатую ракету, то ли в Олимпиаду — символ гордости и инструмент геополитической борьбы, а никак не ту штуку, которая должна спасти россиян от смертельной пандемии. И в телевизоре все это преподносилось как «мы тоже разработали вакцину», «мы первые», «мы поделимся с другими странами», в то время как людям, возможно, хотелось бы слышать «вот наша вакцина, она эффективная и безопасная, мы хотим, чтобы вы не болели, поэтому сделали ее для вас».
В то же время сыграл роль общий низкий уровень доверия к власти. Череда непопулярных решений типа поправок в Конституцию, повышения пенсионного возраста, ужесточения ряда репрессивных законов, жесткие задержания на митингах… Все это не вызывает ощущения, что государство заботится о своем народе. С чего это ему разрабатывать хорошую вакцину?
Я же верю в то, что российские ученые честно и ответственно работали над «Спутником V», и что вакцина, возможно, не хуже тех, которыми прививаются на Западе и в Китае. Я сама собрала всю интересующую меня информацию и пошла вакцинироваться. Я очень устала от того, что не могу спокойно взяться за поручень в метро или сходить с друзьями в бар. Хочется антител, но болеть не хочется.
К сожалению, я попала в редкие полтора-два процента тех, у кого побочные эффекты проявляются ярко. После первого укола у меня была температура 39 градусов на протяжении шести часов и лихорадка, потом еще несколько дней 37,5. Вторую дозу я перенесла полегче, но тоже очень неприятно. Несмотря на это, я всем довольна, с замиранием сердца жду появления антител и считаю, что это стоит того, чтобы пожить без страха хотя бы полгода.
Это текст авторской рассылки «МБХ медиа». Каждую субботу сотрудник редакции пишет вам письмо, в котором рассказывает о том, что его взволновало, удивило, расстроило, обрадовало или показалось важным. Подписаться на нее вы можете по ссылке.