В Тверском районном суде прошло заседание по делу начальника предвыборного штаба Ивана Жданова Бориса Золотаревского. Его обвиняли в повторном нарушении правил проведения массового мероприятия (часть 8 статьи 20.2) за то, что со сцены на проспекте Сахарова десятого августа он пригласил людей прогуляться по Москве.
Позиция защиты заключалась в том, что Золотаревский приглашал людей не на несогласованную акцию, а на прогулку по городу — что не требует согласований.
Новый протокол за два часа до суда
Золотаревского задержали сразу после митинга на проспекте Сахарова и отвезли в ОВД «Китай-город». Там на него составили протокол по части 2 статьи 20.2 КоАП (организация несогласованного массового мероприятия). Суда Золотаревский дожидался в ОВД.
В понедельник, 12 августа, полицейские поменяли вторую часть 20.2 КоАП на восьмую — повторное нарушение правил проведения массового мероприятия. Объяснили они это тем, что Золотаревский уже привлекался по этой статье в своем родном городе Челябинске.
Канцелярия Тверского суда по административным делам сначала не хотела принимать материал и собиралась отправить его по месту совершения административного правонарушения. Но ОВД «Китай-город» уже дал определение о передаче материалов дела в Тверской суд.
Возле Тверского суда на улице Бориса ждали его девушка Анна, друзья и сторонники. Какое-то время пришлось подождать информации о зале, где будет заседание, потом — пока адвокат ознакомится с материалами дела.
Речь «не по существу»
Перед началом заседания пресс-секретарь дала пять минут на протокольную съемку. Из ниоткуда взялись операторы с телекамерами: ТВЦ, НТВ, «Известия», «Первый канал» и другие. После съемки их вывели из зала. Пишущих журналистов среди них не было.
Само заседание прошло очень быстро. Адвокат Червонный заявил ходатайства: вернуть дело или отдать в другой суд по территориальной подсудности, обеспечить участие в суде стороны обвинения и ведение протокола, допросить как свидетелей сотрудников полиции, разрешить фото- и видеосъемку аккредитованным журналистам в течение всего заседания и приобщить к материалам дела позицию защиты. Судья Елена Булгакова удовлетворила лишь последнее, причем для решения по ходатайствам она даже не уходила в совещательную комнату.
Булгакова дала слово Золотаревскому. Тот начал рассказывать: как сложно было собрать необходимое количество подписей за выдвижение на выборы в Мосгордуму Ивана Жданова; как Ивана не зарегистрировали, объяснив это большим количеством брака; как кандидат и его команда представили письменные заявления от избирателей, где те подтверждали, что действительно ставили подписи за Жданова, но это снова не помогло.
Судья постоянно перебивала Золотаревского — говорила, что Борис говорит не по существу, но тот продолжал рассказ. Судья раз за разом спрашивала: призывал ли обвиняемый к несанкционированной акции? «Если вы не прекратите, суд удалится в совещательную комнату для принятия решения по административному нарушению», —пригрозила, наконец, судья Булгакова.
Золотаревский попросил не перебивать его всего минуту. Судья дала такую возможность.
Борис объяснил, что команда Жданова до сих пор пытается добиться регистрации с помощью стандартной процедуры, но вместе с тем они решили выходить со своими требованиями на улицу. Сторонники Ивана вышли на согласованный с властями митинг на проспекте Сахарова десятого августа, где Золотаревский и пригласил присутствующих после акции прогуляться до Китай-города, где находится Администрация президента. Но это был призыв именно к прогулке, а не к несогласованному шествию или митингу.
После этого слово дали адвокату Червонному. Тот тоже указал на то, что Борис говорил только о прогулке: «В законодательстве о массовых мероприятиях такой формы как прогулка не существует, значит, согласование не требуется. И привлечь по статье 20.2 КоАП нельзя».
«Будьте осторожнее с НТВ»
После этого судья ушла в совещательную комнату. Всех, включая Золотаревского и его адвоката, отправили ждать ее решения в коридор. Кто-то обратил внимание на корреспондентку НТВ, которая сидела рядом с микрофоном, и призвал всех быть осторожнее и не говорить ничего лишнего — все фразы могут быть вырваны из контекста. «Все должны быть вам очень благодарны», — с иронией заметила та.
Решения пришлось ждать около полутора часов. На оглашение пустили всех, в том числе аккредитованных операторов федеральных каналов. Пресс-секретарь выстроила их так, чтобы в кадр не попадала судья. Они молча начали снимать Золотаревского. «Вот, сразу видно, что вас не интересует моя позиция — ничего не спрашиваете», — отметил Борис.
Оглашение длилось недолго. Судья, как обычно, перечитала протоколы и позицию защиты, потом сказала, что не доверять сотрудникам полиции оснований нет, потому что у тех не было мотивов оговорить обвиняемого. В итоге Булгакова дала Золотаревскому 30 суток административного ареста.
Пресс-секретарь быстро вывела всех из зала. Через десять минут Золотаревского посадили в полицейский автомобиль и увезли во второй спецприемник.
Из телеканалов остался только НТВ. Они долго чего-то ждали — видимо, адвоката, но не дождались и ушли. Червонный был в здании действительно довольно долго. Он вышел только через 15 минут после того, как увезли Золотаревского. Адвокат сообщил «МБХ медиа», что уже подал апелляционную жалобу. Заседание по ней состоится 13 августа в 13:00 в Мосгорсуде.