in

Уголовные дела, лишение родительских прав, арест имущества и армейский призыв: чем пугают участников протестных акций в Москве?

Фото: Максим Григорьев / ТАСС

Привычные уже задержания на митингах и административные дела не напугали москвичей: несколько тысяч людей гуляли по столице 14 и 27 июля и третьего августа с требованием допустить до выборов в городскую думу независимых кандидатов. Тогда власти стали придумывать другие способы борьбы с протестом: завели два уголовных дела, ищут уклонистов от армии и обещают отобрать у участников митинга ребенка.

 

Два уголовных дела

После митинга 14 июля, который прошел в том числе и у Мосгоризбиркома, Управление Следственного комитета по Москве возбудило уголовное дело по второй части статьи 141 УК (воспрепятствования работе избирательных комиссий, соединенные с подкупом или обманом, совершенные группой лиц по предварительном сговору). Это при том, что воскресенье у избиркома — выходной день, а глава комиссии Валентин Горбунов во время акции был у себя на даче.

 

Вечером 24 июля к незарегистрированным кандидатам в депутаты Мосгордумы пришли с обыском. Самих политиков вызвали на допросы. Пока только один участник следственных действий, Иван Жданов из ФБК, назван «возможно причастным» к давлению на членов избирательной комиссии. Все остальные находятся в статусе свидетелей.

 

Когда эта мера не помогла и люди 27 июля снова вышли на улицу, Следственный комитет возбудил второе уголовное дело — о массовых беспорядках (212 статья УК).

 

Последний раз эту статью использовали после митинга шестого мая 2012 года на Болотной площади. Тогда фигурантами стали 30 человек, которых задерживали в течение нескольких лет, реальные тюремные сроки получили девять человек.

 

И вот уже по этому делу сразу нашлись обвиняемые. К седьмому августа их стало уже десять человек. Обвинения предъявлены активистам Алексею Миняйло, Кириллу Жукову, Ивану Подкопаеву и Самариддину Раджабову, Егору Жукову и Евгению Коваленко, Сергею Абаничеву, Владиславу Барабанову и Даниилу Конону. Всех их арестовали. Еще одному фигуранту дела, Сергею Фомину, обвинение предъявлено заочно, так как он скрылся и объявлен в розыск.

 

А после митинга третьего августа задержанных на Бульварном кольце допрашивали как свидетелей по делу о массовых беспорядках. Их спрашивали, кто спонсировал эти «массовые беспорядки», кто направлял колонны и какой был план движения.

 

Еще один любопытный момент. Третьего августа из динамиков полицейских машин раздавались совершенно новые слова. В том числе про то, что росгвардейцы-срочники — сыновья митингующих. Но было и еще одно изменение, которое, кажется, никто не заметил. Раньше грубый мужской голос предупреждал, что за участие в несогласованных акциях предусмотрена административная ответственность. Но третьего августа мягкий женский голос уже говорил об ответственности в целом, вероятно, намекая на уголовную.

 

Это подействовало в 2012 году, но сейчас люди продолжают протестовать, несмотря на угрозу реального срока.

Алексей Миняйло. Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ
Призывники

Зная, что на подобные акции ходит в основном молодежь, власти решили напугать часть из них призывом в армию. Пресс-служба департамента региональной безопасности и противодействия коррупции накануне митинга 27 июля объявила, что на несогласованной акции будут искать уклонистов. Второго августа Следственный комитет объявил, что нашел 134 молодых человека, которые уклоняются от службы в армии. Но протест третьего августа это не подавило.

 

Обезглавленный протест

Чтобы люди перестали митинговать, арестовали лидеров протеста. Всех незарегистрированных кандидатов, кроме Любови Соболь, привлекли к административной ответственности. Соболь получила штраф только потому, что у нее есть несовершеннолетняя дочь. В это время Алексея Навального, Дмитрия Гудкова, Михаила Светова и ведущего YouTube-канала «Навальный Live» Владимира Милова арестовали на 30 суток.

 

Некоторые лидеры протеста после первого административного ареста сразу получили второй: незарегистрированный кандидат в депутаты Мосгордумы Юлия Галямина после десяти суток в спецприемнике получила еще 15, еще один независимый кандидат Константин Янкаускас получил сначала восемь, а потом сразу еще десять суток.

Федеральные каналы

Обычно федеральные СМИ не говорят об оппозиционных митингах. Но замолчать московский протест, который длится уже месяц, они, видимо, не смогли.

 

Правда, реальность они ожидаемо исказили. Говорили, что организаторы-провокаторы специально вывели людей на несогласованную акцию, чтобы показать Западу, как у нас в России все плохо. При этом, власти якобы готовы были пойти навстречу оппозиционерам и согласовать акцию. 

 

На самом деле мэрия не стала рассматривать ни одну из запрошенных Либертарианской партией площадок, а предложила проспект Сахарова — о чем на ТВ сказали. Один из лидеров партии Михаил Светов отказался от этого предложения на переговорах в мэрии, сразу после которых его задержали — об этом федеральные СМИ молчат.

 

Также телеканалы преувеличивали действия фигурантов дела о массовых беспорядках. Якобы Кирилл Жуков «раздавал полицейским зуботычины», хотя в материалах дела нет никаких тому доказательств. 

 

Нас убеждали, что зарегистрированных независимых кандидатов в депутаты Мосгордумы и так достаточно, умалчивая, что большая часть из них скрывают свое членство в «Единой России».

 

При этом в самой акции участвовали якобы сплошь иногородние и несовершеннолетние — то есть те, кто не может голосовать на выборах в Мосгордуму. При этом и несовершеннолетние, и зарегистрированные в другом городе все равно живут по городским законам, которые принимает столичная дума.

 

Еще центральные телеканалы пытались убедить зрителей, что полиция действовала мягко, когда разгоняла митинги 27 июля и третьего августа. Но любой участник акций может сказать, что это не так. Вот лишь некоторые видео и фото избиений мирных протестующих.

 

По данным «ОВД-Инфо», на акциях 27 июля и третьего августа 44 человека были избиты сотрудниками полиции. О пострадавших силовиках мы можем судить разве что по количеству дел, возбужденных по 318 статье УК (применение насилия к представителю власти). Всего таких дел четыре: Кирилла Жукова обвиняют в том, что он пытался поднять забрало Росгвардейцу, Евгения Коваленко — в том, что бросил мусорный бак в сторону ОМОНовца, Самариддина Раджабова — в том, что кинул пластиковую бутылку в сторону полицейских, а Павел Устинов вывихнул руку росгвардейцу.

Родительские права

Прокуратура Москвы потребовала лишить родительских прав супругов Дмитрия и Ольгу Проказовых, которые пришли на митинг 27 июля с малолетним сыном. Все дело в том, что во время акции они, как уверило ведомство, передали ребенка третьему лицу, что  «подвергло опасности здоровье и жизнь мальчика, а также повлекло причинение ему физического и морального вреда».

 

Ночью с пятого на шестое августа у Проказовых прошел обыск. В постановлении на его проведение было сказано, что возбуждено уголовное дело по 125 и 156 статьям УК (оставление в опасности и неисполнение обязанностей по воспитанию). Супругов вызвали на допрос.

 

Более того, прокуратура собирается провести проверку из-за участия лиц с детьми и несовершеннолетних в несанкционированных акциях 27 июля и 3 августа.

 

Должники

На митингах 27 июля и третьего августа суммарно задержали больше двух тысяч людей. Многим из них дали административные штрафы. Сейчас судебные приставы наведываются к должникам и смотрят на их материальное положение. Если для погашения задолженности у людей не хватит средств, то приставы арестуют их имущество.

 

Всего за две несогласованные акции москвичи задолжали бюджету больше 26 млн рублей.

 

Профилактический учет

Одного участника акции 27 июля решили поставить на профилактический учет в полиции. Глава «Апологии протеста» Алексей Глухов сказал: «Это за акцию 27 июля. Он был на ней задержан, на него составили протокол по части 5 статьи 20.2 КоАП. Причем административное дело еще не рассмотрено даже в первой инстанции».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.