in

Дело Дарьи Беляевой дошло до суда: к чему может привести покупка антидепрессантов за рубежом

Дарья Беляева из Екатеринбурга, обвиняемая в контрабанде наркотиков
Дарья Беляева. Фото: Ирина Ручко / Facebook

10 декабря 2020 года в Екатеринбурге начнется рассмотрение уголовного дела Дарьи Беляевой. Ее обвиняют в контрабанде наркотиков за покупку антидепрессантов с пересылкой из-за границы. Проведенная в ноябре психиатрическая экспертиза признала девушку невменяемой, и теперь обвинение требует отправить ее на принудительное лечение. 

Несколько лет назад у Дарьи Беляевой диагностировали шизотипическое расстройство. Она пыталась лечиться разными препаратами, однако снять симптомы не удавалось. Девушка проконсультировалась с врачом и решила заказать препарат бупропион. Заказ она сделала в Польше, где он продается под торговым названием Elontril. 8 апреля 2019 года Беляева пришла на почту, чтобы забрать посылку. Там ее задержали сотрудники таможни по подозрению в контрабанде наркотиков. Против нее возбудили дело по двум статьям: незаконное приобретение наркотиков (ч. 2, ст. 228 УК РФ) и контрабанда наркотиков (ч. 3, ст. 229.1 УК РФ). 

Препарат отправили на экспертизу. Эксперт отметил, что бупропион не входит в списки наркотических средств, однако добавил, что его «можно рассматривать как продукт формальной замены атома водорода в третьем положении ароматического кольца эфедрона», который считается наркотиком. 

Беляевой была назначена судебно-психиатрическая экспертиза: в конце ноября ее признали невменяемой, а обвинение потребовало назначить ей принудительное лечение.

Защита собирается отстаивать невиновность Беляевой — ее адвокат Ирина Ручко считает, что в действиях девушки отсутствует состав преступления. «Уголовный закон предусматривает ответственность за незаконный оборот наркотических средств. Заказанный Дарьей препарат не является наркотическим средством, отнесение бупропиона к наркотическим средствам на основании лишь сходства химической формулы без учета фармакологического действия является абсолютно неверным. Кроме того, действие статей 229.1 и 228 УК РФ не должно распространяться на лекарственные средства», — заявила Ручко.

При этом бупропион не указан ни в одном из четырех списков веществ, ограниченных к обороту в России. Раньше он даже продавался в России: до 2016 года «Элонтрил» был зарегистрирован в российском «Государственном реестре лекарственных средств». Однако фирма-производитель ушла с российского рынка и отозвала лицензию на препарат. Ее представители рассказали «МБХ медиа», что показанием к применению бупропиона являются депрессивные состояния и никотиновая зависимость, при применении препарата наркотическое опьянение отсутствует, а информации о запрете продажи препарата не поступало. 

По мнению экспертно-криминалистической службы таможенного управления,  бупропион — это производное эфедрона, который запрещен на территории России.  Однако, как пояснил «МБХ медиа» полковник милиции в отставке и адвокат Евгений Черноусов, лекарственные средства не могут быть признаны производными наркотиков, а перемещение наркотических препаратов, которые используются в медицинских целях, не может считаться контрабандой. Ввоз незарегистрированного препарата на территорию страны без соответствующих документов является не уголовным, а административным правонарушением, и наказывается штрафом. Он считает, что следователи МВД возбудили уголовное дело, чтобы «улучшить отчетность по борьбе с наркотиками, не приложив никаких усилий».  

По словам заведующего кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медуниверситета, директора Института исследований проблем психического здоровья Владимира Менделевича, врач имеет право выписывать любой препарат, который признан эффективным и безопасным лекарственным средством. Если подходящее лекарство не продают в стране, то врач обязан найти его за границей. По закону, чтобы получить лекарство, которое не продаются в России, пациент должен обратиться в поликлинику. Врачебная комиссия обязана назначить необходимый препарат, а государство — закупить его. На практике получить препарат оказывается очень трудно, поэтому пациентам приходится искать обходные пути.

Дело Беляевой назначено к рассмотрению в Железнодорожном районном суде Екатеринбурга 10 декабря. Историю Дарьи Беляевой и других людей, которым приходится в обход закона заказывать лекарства из-за рубежа, «МБХ медиа» рассказывало в статье «Жизненно важная контрабанда. Как покупка лекарств за рубежом может кончиться тюрьмой». 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.