Когда президент Лукашенко пригласил поработать в Белоруссию российских журналистов вместо забастовавших белорусских, корреспондент RT Константин Придыбайло ответил президенту: «Мы те самые журналисты». Репортеры других российских медиа не заявляли о своей помощи белорусским властям так явно, но зато государственные СМИ прислали своих сотрудников на большое интервью с президентом. Лукашенко поделился своим мнением о ситуации в Белоруссии, протестах, роли Запада и отношениях с Россией. Президент выступал перед представителями «России-1» (Евгений Рожков), «Первого канала» (Антон Верницкий), «Говорит Москва» (Роман Бабаян) и RT (Маргарита Симоньян). «МБХ медиа» собрало уже известные подробности еще не опубликованного интервью.
О ситуации в Белоруссии
Президент признал, что, возможно, слишком долго занимает свой пост:«Да, возможно, я немного пересидел, возможно, меня показывают не только из телевизора, но и из утюга, и из чайника. Да. Но действительно только я сейчас могу защитить белорусов». Защитой интересов страны он и объяснил появлявшиеся фото президента с оружием: «Мое появление с автоматом означало только одно – я никуда не убежал и готов защищать мою страну до конца». Лукашенко все еще не намерен покидать свой пост в ближайшее время, мотивируя это защитой своих последователей, которым, по его мнению, грозит опасность: «Я просто так не уйду. Я четверть века обустраивал Беларусь. Просто так всё это не брошу. К тому же, если я уйду, моих сторонников будут резать». Этой же участи Лукашенко опасается для силовиков: «И вот эти ребята — омоновцы и прочие-прочие, те, кто со мной рядом (вот сидит совсем молодой человек, понимаете), — они в чём виноваты? А их будут резать, их будут рвать». Лукашенко считает, что политический кризис возможно преодолеть с помощью конституционной реформы, после проведения которой он не исключил досрочных президентских выборов.
Гипотетический крах своего президентства Лукашенко рассматривает как крах всей белорусской системы: «Вот чем я живу и как изменилась эта страна… Что меня очень держит в этой ситуации (да и вы, наверное, знаете): если бы сейчас рухнул Лукашенко, рухнула бы вся система и следом покатилась бы и Белоруссия. Я не хочу сказать, что она откатилась бы куда-то далеко (я думаю, что далеко откатилась бы). Ну, может, кто-то бы подставил свое могучее плечо. Но сейчас бы было очень тяжело». Президент все еще уверяет, что он представитель интересов большинства: «И вот этих — подавляющее большинство, как Маргарита сказала, их большинство, которые за меня проголосовали, хотя видят меня каждый день в утюге, телевизоре и в холодильнике. Может быть, где-то им надоело, но они меня поддержали».
О протестах
Лукашенко назвал обидным и трагичным для него происходящее в стране. Но при этом он подтвердил, что не намерен вести переговоры с Координационным советом оппозиции (КС): «Я не буду разговаривать с Координационным советом оппозиции, потому что я не знаю, кто эти люди. Они никакая не оппозиция. Все, что они предлагают, это катастрофа для Беларуси и белорусского народа. Они хотят разорвать связи с братской Россией, хотят, чтобы у нас были платные образование и медицина». Жестокие задержания и избиения протестующих он назвал «переборами», с которыми будут разбираться.
О Колесниковой
На вопросы журналистов об исчезновении и неожиданном появлении члена КС Марии Колесниковой на белорусско-украинской границе президент сначала ответил, что не может рассказать подробно, но все же достаточно детально описал произошедшее: «Подробней я, наверное, не могу рассказать в силу того, что мне доложили только, что она и двое — не то друзья, не то водители, не то близкие, не то далекие — они сегодня бежали на Украину. И у них документы, всё было оформлено заранее. Они предъявили паспорт на нашем участке. Таможенники, пограничники пропустили их». Далее, по словам Лукашенко, беглецы наткнулись на усиление за постом и попытались его прорвать, при этом Марию выбросили из машины на ходу, после чего ее задержали белорусские пограничники, а ее спутников, членов КС Антона Родненкова и Ивана Кравцова задержали пограничники со стороны Украины. Лукашенко добавил, что страна ведет переговоры с Украиной, чтобы вернуть оппозиционеров.
Президент Белоруссии озвучил версию, что Колесникова, Родненков и Кравцов якобы пытались уехать к украинской сестре Колесниковой, именно они направлялись в Украину, а не в Литву или Польшу. Напомним, кандидат от оппозиции Светлана Тихановская после своего похищения была доставлена на территорию Литвы.
О вмешательстве Запада
Обвиняя Запад во вмешательстве в белорусские процессы, Лукашенко упомянул телеграм-каналы, которые «будут работать из Польши, даже если интернет сегодня убрать». Вмешательством во внутренние дела стране через телеграм-каналы Лукашенко пытается запугать и Россию: «Всё это глобализировано и интернационализировано. Если вы думаете, что богатая Россия с этим справится — ошибаетесь. Я разговаривал со многими президентами, со своим старшим другом, старшим братом я его называю, Путиным, я его предупредил: этому противостоять нельзя. Потому что — а как вы противостоите Telegram-каналам? У вас есть возможность блокировать эти Telegram-каналы? Ни у кого нет, даже у тех, кто всю эту паутину придумал. Американцы. Поэтому вы не расслабляйтесь. У вас тоже скоро определенные политические события, а может быть и на ровном месте. Знаете, мы к чему пришли вместе с российским истеблишментом и руководством? Если сегодня Беларусь рухнет, следующая будет Россия».
Президент Белоруссии считает, что страны Запада пытаются организовать назначение нового президента, который якобы затем должен обратиться в НАТО за военной поддержкой: «Вы видите, что они уже тащат сюда «альтернативного президента», делают это всерьез, поскольку сыплются заявления западных государств о финансировании, поддержке. Военная поддержка налицо — передвижение войск НАТО к границам. (…) Он (новый президент — «МБХ медиа») обращается к западным государствам, в данном случае к НАТО, с целью защиты населения. Они вводят войска — и на Беларуси можно поставить крест». Прозвучал и тезис о развитии протестов по плану «цветных революций».
Что говорили об интервью корреспонденты
Представители российских государственных СМИ в своих впечатлениях от разговора сошлись на там, что Лукашенко откровенно и эмоционально ответил на все их острые вопросы, не пытаясь ускользнуть от ответа. Маргарита Симоньян описала поведение президента как «убедительно веселое, он много смеялся, шутил». По ее словам, на некоторых вопросах в голосе президента «была горечь, и глаза увлажнились». При этом он много раз во время интервью называл президента России Владимира Путина своим другом и хотел подчеркнуть близость с Россией