Сюжеты

Гомеопатия и интерфероны: сколько государство потратило на неэффективные препараты в прошлом году

Российские больницы и другие госучреждения во время эпидемии коронавируса продолжают закупать гомеопатические и другие неэффективные препараты. «МБХ медиа» рассказывает, почему такие препараты не стоит покупать самим, а также в каких регионах вам их, скорее всего, назначат в больнице.

Интерфероны

Власти опасались, что осенью сезон гриппа осложнит ситуацию с лечением заразившихся коронавирусом. Но новый сезон гриппа в России просто не начался, выявляются только единичные случаи, практически грипп полностью пропал и во всем мире. Предугадать это было сложно, поэтому власти начали закупать различные профилактические препараты с недоказанной эффективностью. «МБХ медиа» посчитало, сколько российские госучреждения потратили в 2020 году на закупку таких препаратов по реестру договоров, заключенных в соответствии с 44 федеральным законом на сайте госзакупок.

Российские госучреждения — больницы, интернаты и другие — продолжили покупать группу препаратов, которые называют интерферонами. Закупают их под разными названиями — «Гриппферон», «Виферон», «Кипферон» и так далее. Интерфероны — это белки, которые мешают вирусу размножаться, они вырабатываются в организме человека — а еще продаются в аптеках. Российские больницы закупают интерфероны в различных видах — в том числе в каплях и спреях, в которых они не эффективны. Интерфероны эффективны только в виде инъекций, писал в 2012 году Clinical Pharmacokinetics, ведущий журнал в области клинической фармакокинетики  —  отрасли фармакологии, которая изучает процессы, происходящие с лекарствами в человеческом организме. В инъекциях интерфероны используются для лечения таких сложных состояний, как гепатит или лейкоз. Для лечения и профилактики ОРВИ и COVID-19 интерфероны не предназначены, но именно в этом качестве они популярны в России. Их назначают врачи в поликлиниках, их дают пациентам в больницах — куда интерфероны закупают через систему госзакупок.

Среди этой группы препаратов больше всего российские госучреждения потратили на «Гриппферон». Производитель заявляет, что он предназначен для профилактики и лечения гриппа и ОРВИ. По сравнению с 2019 годом закупки «Гриппферона» выросли в 36 раз: с 8,3 миллионов до 308,5 миллиона рублей.

Производитель «Гриппферона» — «Фирн М», которая через компанию «Инновационная фирма “Марк”» принадлежит семье создателя препарата Петра Гапонюка: Илье и Елене Марковым, а также Елене Гапонюк.

Закупки другого препарата — «Виферона» — наоборот, снизились: с 95,7 миллионов до 85,4 миллионов рублей. Производством занимается компания «Ферон», которая принадлежит Валентине и Евгению Малиновским.

Также среди лидеров закупок препараты «Генферон» — 20,4 миллиона и «Кипферон» — 11,9 миллиона.

Полка с лекарствами в аптеке. Фото: Агентство «Москва»
Гомеопатия

Еще одна группа неэффективных препаратов, которые закупают больницы, — гомеопатия. Для изготовления гомеопатических препаратов исходное вещество многократно разводят, в результате чего исходного вещества фактически не остается. Но сами гомеопаты верят, что от этого действие препарата только усиливается. В России на рынке появились также релиз-активные препараты. В международных медицинских журналах и университетах такие препараты считают той же гомеопатией. 

Самые популярные релиз-активные препараты в госзакупках — «Анаферон» и «Эргоферон», которые производит компания «Материа Медика». Компания заявляет, что они оказывают иммуномодулирующее и противовирусное действие. «Материа Медика» критиковали даже российские госорганы: в 2018 году Минобрнауки выдало компании антипремию, признав ее «самым вредным лженаучным проектом». Но в период эпидемии Мосгорздрав включил «Анаферон» и «Эргоферон» в список лекарств для профилактики коронавируса. Также интерфероны рекомендованы для лечения ОРВИ в период пандемии несколькими институтами: Сеченовским университетом, ФГБУ «НМИЦ ФПИ”, НМИЦ терапии и профилактической медицины.

Однако более востребованными от этого на госзакупках они не стали. Закупки «Анаферона» снизились с 5,2 миллионов до 3,6 миллионов рублей. Из них детский «Анаферон» в 2020 году закупили на 2,3 миллиона рублей. Взрослый «Анаферон» популярнее всего был в Дагестане, Чечне и Бурятии. Крупнейшая закупка у Хасавюртовской центральной районной больницы (ЦРБ) имени Аскерханова — 521 тысяча рублей. Затем идут городская поликлиники №1 в Улан-Удэ — 375 176, чеченская ЦРБ в селе Надтеречное — 361 тысяча рублей, Буйнакская ЦРБ в Дагестане — 310 тысяч рублей.

Закупки «Эргоферона» тоже снизились — с 3,2 миллиона до 2,1 миллиона рублей. Больше всех его закупил Федеральный клинический центр спортивной медицины и реабилитации федерального медико-биологического агентства — на 596 тысяч рублей. Следом идет дом-интернат для детей-инвалидов №1 в Санкт-Петербурге — 485 тысяч рублей.

На 1,5 миллиона госучреждения закупили мазь «Траумель», производители которого не скрывают, что это гомеопатия. Госзакупки «Тенотена», который производитель называет противотревожным средством, немного подросли до 837 тысяч.

Но госзакупки больниц это не единственная возможность гомеопатических компаний заработать при помощи системы здравоохранения. Многие врачи искренне верят в гомеопатию и советуют ее пациентам, к тому же в России есть система подкупа врачей, — говорил «МБХ медиа» Василий Власов, вице-президент Общества специалистов доказательной медицины, профессор кафедры управления и экономики НИУ ВШЭ. «Ее организуют и производители обычных лекарств, и гомеопаты здесь не являются исключением. Просто у гомеопатов больше прибыли, и они могут быть агрессивнее», — говорил Власов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться