in

Как большие американские банки проводят тысячи подозрительных транзакций, и …

Фото: WikiCommons

 

 

Крупнейшие медиа мира одновременно выпустили материалы в рамках проекта «Кассандра» — так назвали расследования по 2100 секретным документам из американского бюро FinCEN. В документах содержатся сведения о подозрительных операциях в западных банках — и по ним можно расследовать массовые случаи отмывания денег. Среди фигурантов — Сергей Ролдугин, Аркадий Ротенберг, Алишер Усманов и другие. «МБХ медиа» изучили материалы «Важных историй», BuzzFeed, BBC и Süddeutsche Zeitung и собрали главное, что стоит знать о расследованиях FinCEN. 

FinCEN — американское бюро по расследованию финансовых преступлений. Оно собирает информацию о денежных операциях, чтобы выявлять и бороться с отмыванием денег и финансированием преступности. Фактически, у FinCEN есть информация по всем подозрительным операциям в американских банках и по многим транзакциям по всему миру. Ведомство даже составляет еженедельные дайджесты Kleptocracy Weekly, в которых описывает даже схемы, которыми пользуется окружение Владимира Путина.

Данные из FinCEN использовались в докладе американского Сената, который доказывал связь представителей предвыборного штаба Дональда Трампа с Россией. Из журналистов первыми доступ к документам ведомства получили корреспонденты BuzzFeed в 2017 году — тогда речь шла о 2100 секретных материалах, которые включали в себя информацию об отмывании денег во многих странах мира. Возможно, ее передала бывшая сотрудница ведомства Натали Эдвардс, которая признала вину в преступлении.

Поскольку документов было слишком много, BuzzFeed обратились к Международному консорциуму журналистов-расследователей: более 400 журналистов со всего мира начали работать над проектом «Кассандра», который изучал материалы FinCEN. От России проектом занималось издание «Важные истории».

Чтобы ведомство посчитало транзакцию подозрительной и по ней был составлен отчет (Suspicious Activity Report, он же SAR — «МБХ медиа»), нужно немного: так, подозрительными считаются все операции, проходящие через банки под санкциями, от компаний в офшорах или от фигурантов негативных публикациях в медиа — например, по теме «Панамского досье».  

Как утверждает BuzzFeed, FinCEN собирает миллионы отчетов о подозрительных операций, но не может заставить банки прекратить их проводить. В итоге такие крупные банки, как Standard Chartered, Deutsche Bank и Bank of New York не препятствуют ни тысячам операций от подозрительных лиц, ни выводу денег через эти банки. 

Deutsche Bank. Фото: WikiCommons

Так, согласно расследованию Süddeutsche Zeitung, члены российских преступных группировок в течение нескольких лет отмывали через Deutsche Bank миллионы евро — этому помогли загруженность службы безопасности и уязвимости инфраструктуры. При этом банк в 2014 году проверял эти транзакции — но не нашел ничего подозрительного.

«Важные истории» пишут и о другом использовании Deutsche Bank. Через американский филиал банка сингапурская компания RSC Trading за 25 транзакций перевела 17,6 млн долларов. Компания связана с бизнесменом Максимом Воробьевым, сооснователем рыбной компании «Русская аквакультура» и братом губернатора Подмосковья Андреем Воробьевым. Через сингапурские компании, в том числе и через более крупную группу компаний Amereus Group, Воробьев инвестирует в российский и западный бизнес — так, предприниматель владеет 10% американской биотехнологической компании Liquidia Technologies Inc.

Воробьев Андрей. Фото: WikiCommons

Другим «Русским ландроматом» стал банк HSBC, а именно его филиал в Гонконге. Через него компания Trade Leader вывела почти полмиллиарда долларов — при том, что сотрудники службы безопасности банка не знали, кто владеет этой компанией. По данным BuzzFeed, эти полмиллиарда принадлежат русским олигархам, которые с помощью разветвленной схемы компаний переводили деньги на запад.

 

В отчетах появлялось и имя виолончелиста Сергея Ролдугина, известного по Панамскому архиву. Как проанализировали «Важные истории», его зарегистрированная на Британских Виргинских компания в 2010 году получила 830 тысяч долларов за «продление договора займа» от кипрской компании, связанной с олигархом Алексеем Мордашовым. 

Виолончелиста Сергей Ролдугин. Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ

Через офшорные компании получал деньги и советник Владимира Путина, родственник Бориса Ельцина Валентин Юмашев. 6 миллионов долларов ему перевела компания, связанная с олигархом Алишером Усмановым — «за услуги». «Важные истории» предполагают, что это плата за лоббистскую деятельность.   

 

С помощью лондонского Barclays от санкций уходил еще один друг Путина, Аркадий Ротенберг. Схема заключалась в покупках дорогих произведений искусства — на них не распространяется американское банковское законодательство. Картины Ротенберг покупал через связанные компании, Advantage Alliance и Ayrton Development Limited. Через эти компании Ротенберг в 2014 году купил за 7,5 млн долларов картину Рене Магритта “La Poitrine”, позднее Barclays посчитал, что компании действительно принадлежат Ротенбергу и заблокировал возможность проводить через них операции. 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.