В обнинском суде заканчивается рассмотрение дела главы калужского отделения движения «За права человека» Татьяны Котляр, которую обвиняют в фиктивной регистрации иностранцев.
Правозащитница утверждает: она прописывала в своей квартире беженцев, потому что без регистрации в регионе нельзя получить страховой полис и претендовать на пенсионные выплаты. Сторона обвинения считает, что говоря о желании помочь людям, Котляр лишь пытается уйти от ответственности. Прокурор попросил суд назначить ей 150 тысяч рублей штрафа.
Помощь — уход от ответственности
Перед заседанием в коридоре маленького здания собрались люди, которым Котляр помогала с регистрацией и легализацией. Некоторые из них поддерживали правозащитницу в Верховном суде, где 11 апреля удалось оспорить запрет на участие в программе переселения соотечественников людям старше 55 лет.
— Смотрите, какой флажок! Еще с прошлых процессов! — говорила зрительница, держа в руке бумажный флажок с надписью «Свободу Котляр».
— Так меня вроде никто и не сажает, — добродушно отвечала правозащитница.
Заседание в небольшом зале началось с возобновления судебного следствия — прокурор ходатайствовал о повторном оглашении материалов, которые характеризуют Котляр. 15 минут ушли на пересказ справки из ГИБДД, выписок из реестров и «посредственных» характеристик. После «тщательного и всестороннего изучения личности Котляр» прокурор начал другую речь — уже в рамках прений.
По мнению стороны обвинения, правозащитница намеренно нарушала закон, прописывая в одной из своих обнинских квартир мигрантов. Следствие насчитало 53 преступных эпизода, которые можно квалифицировать по двум статьям Уголовного кодекса РФ — 322.2 (фиктивная регистрация иностранного гражданина) и 322.3 (фиктивная постановка на учет).
Прокурор, ссылаясь на рапорты участковых и отделов миграции, убеждал: слова Котляр о том, что она действовала в условиях крайней необходимости и безвозмездно — способ защиты, с помощью которого она пытается уйти от ответственности. Его почти не слушали: Котляр что-то записывала в блокнот, свидетели рисовали в тетради, а один из слушателей даже развернул газету.
В конце своего выступления прокурор решил объединить 53 эпизода в два — по каждой статье Уголовного кодекса. Котляр не судима, но раньше ее привлекали к уголовной ответственности за те же преступления, поэтому прокурор попросил суд назначить ей наказание в виде штрафа по 100 тысяч рублей за каждый эпизод. Путем частичного сложения наказаний итоговый штраф — 150 тысяч рублей.
Споры о крайней необходимости
После выступления прокурора слово дали самой Котляр. Она приготовила эмоциональную речь: чтобы ее прочитать, она специально вышла к кафедре. Правозащитница рассказала: еще в 2014 году она писала главному обнинскому прокурору Дмитрию Чумаку, где объясняла, что прописывает у себя беженцев потому, что в Калужской области нет центров, где переселенцы могли бы зарегистрироваться. «Я сообщила об этом всюду, и регистрировала только тех, кто нигде еще прописаться не может», — объяснила Котляр. То, что она не скрывала факты регистрации и сама везде сообщала о них, считает Котляр, освобождает ее от уголовного наказания.
В качестве примера Котляр привела случай с уже умершим переселенцем с Украины, которому срочно нужна была медицинская помощь, но страховой полис он мог получить только с регистрацией. Она прописала его у себя, и мужчина смог лечиться в обнинской онкологической клинике. «Лечили его бесплатно, но регистрация требовалась. В данном случае это является крайней необходимостью?» — спрашивала судью Котляр.
Рассказала Котляр и о том, как местная администрация не дает возможности закрепиться в городе переселенцам. В ее практике была семья, которой при въезде в Россию сделали регистрацию в здании администрации города Кременки. Они переехали в Обнинск, и регистрацию им продлевать отказались. «Когда они пришли в администрацию с просьбой сделать им прописку, над ними стали смеяться», — рассказала правозащитница.
Адвокат Илларион Васильев начал свою речь с утверждения о том, что это дело уникальное, и «возможно, войдет в учебники по уголовному праву». «Обнинску повезло, что в нем работает Котляр, — сказал адвокат. — она приносит пользу городу и обществу, фактически она берет на себя функции государства».
Васильев сказал, что логика обвинения непонятна: в первом деле было множество эпизодов, во втором — один, а в этом — из 53 эпизодов сделали два. «У суда будет задача определить, когда эти эпизоды начались и не истек ли у них срок давности», — заметил адвокат.
По мнению адвоката, Котляр не могла не нарушать закон, выполняя функции, которые должно выполнять государство. «Отсутствие регистрации ставит беженца, переселенца на грань выживания», — сказал Васильев, полностью согласившись с доводом правозащитницы о действиях в условиях крайней необходимости. Адвокат отметил, что Котляр подчеркивала безвозмездность своей работы еще на первых опросах в прокуратуре.
Услышав об опросах в прокуратуре, судья решила возобновить судебное следствие и запросить материалы этих опросов. В первом томе были три протокола опроса — каждый был написан трудноразбираемым почерком, и их одновременно пытались прочесть Васильев и Котляр. После оглашения материалов судья объявила перерыв и закончила заседание.
— Непонятно: то ли судья решила нас вытянуть, то ли еще сильнее топит, — сказал на улице перед зданием суда адвокат.
С последним словом Котляр выступит в четверг, 25 апреля.