Суточный прирост заболеваемости коронавирусом в России существенно снизился. Это видно из статистики Оперативного штаба, публикуемой ежедневно: несколько дней назад показатели были равны октябрьским. «МБХ медиа» узнало у демографа Алексея Ракши, который с самого начала пандемии пристально следит за статистикой, стоит ли ждать третьей волны, когда появится коллективный иммунитет и действительно ли ситуация с ковидом улучшается.
–– Появляются новости о том, что эпидемия в феврале в России резко спадает, что прирост –– минимальный с октября. Это правда?
–– Эпидемия действительно очень сильно утихла в России во всех регионах. Сейчас во много раз лучше, чем было в ноябре или декабре на пике инфекции. Я смотрю на различные коронавирусные запросы в Яндексе, на избыточную смертность и вижу, что эпидемия достаточно резко была обрублена новогодними каникулами. В принципе, это и ожидалось — данный факт достаточно хорошо ложится во все эпидемиологические теории. В это время люди сидят дома семьями, гораздо реже ездят в общественном транспорте и появляются на работе. В эти каникулы заболеваемость снизилась в 2-3 раза. Прямо сейчас заболеваемость в 4-5 раз ниже, чем в октябре-ноябре, примерно как летом. Но отложенные проблемы со здоровьем у тех людей, которые переболели, сохраняются.
–– Получается, такое резкое снижение можно сравнить с летним снижением?
–– Летом не было резкого снижения, ковид гулял по стране туда-сюда. Конечно, где-то снижение и было, но даже в Москве оно не было резким, не говоря уже про другие регионы. Пандемия пошла на Кавказ в мае, в июне — в Поволжье, в июле –– на Урал, и только в августе вроде бы начала медленно затухать. А потом открыли школы и случился новый коллапс.
–– А с сезонностью нынешнее снижение связать нельзя?
–– Я считаю, что гораздо более важный фактор — это каникулы. Закончилась первая учебная четверть и рост заболеваемости пошёл вниз; начались новогодние каникулы – произошел просто обвал заболеваемости. Открыли школы – эпидемия начала разгоняться. То есть все закономерно.
Вообще-то карантины прекрасно работают, хоть и гробят экономику. Если бы все 2-3 недели посидели дома, мы бы забыли, что такое ковид. Но это же невозможно. А более мягкие формы этого карантина мы видим в формате школьных каникул.
–– А коллективный иммунитет у нас еще не мог выработаться? Для этого, кажется, нужно, чтобы переболели 60 процентов…
–– По подсчетам, среди всех когда-либо заразившихся людей в нашей стране с ее возрастной структурой населения, умирает 1%. Избыточная смертность по накопленным к сегодняшнему дню итогам составляет примерно 400 тысяч человек –– то есть умерло на 400 тысяч больше, чем если бы ковида не было. Значит, что в России переболело (встречалось с вирусом) около 40 млн человек — это примерно 27%. Этого для коллективного иммунитета недостаточно.
Но даже если бы коллективный иммунитет бы у нас и был, он был бы временным: он не держится вечно, антитела постепенно пропадают, и мы все чаще и чаще видим примеры, когда люди заболевают по второму разу. Хотя это пока не стало массовым явлением.
Может, для коллективного иммунитета нужно и не 60%, а меньше, но он точно временный. Давайте вспомним эпидемию испанки. Там было три волны. Первая –– совсем маленькая, дальше –– самая большая, и третья –– намного меньше, чем вторая. У нас ситуация очень похожа: все боятся, ждут третьей волны, но у нас ее нет даже в проекте. Никакие данные запросов, ни смертность даже близко не говорят о том, что у нас что-то нарастает. А зима уже заканчивается. Поэтому у меня, в принципе, ощущения позитивные, прогнозы хорошие, ковид очень сильно отступил и самое страшное уже позади.
–– А как по статистике обстоят дела в Европе?
–– Ситуация в Европе везде улучшается. У них большая вторая волна пришла позже, но уже уходит. Ситуация улучшается и в США.
Накопленным итогом мы смотрим на избыточную смертность и видим, что по ней Россия по итогам прошлого года находится в Европе на втором-третьем месте. Впереди нас –– только Албания, а мы примерно на одном уровне с Испанией. Во всех остальных европейских, да и вообще в развитых странах ситуация за 2020 год оказалась лучше. Если говорить о всем мире, то нас по избыточной смертности обгоняют Турция, Иран, Казахстан, Колумбия, Боливия, Эквадор, Таджикистан, Перу и Мексика.
«Роста населения в России не будет лет 15». Демограф Алексей Ракша — о последствиях пандемии
Уровень смертности в России в этом году...
И тут вовсе не проблема нашей системы здравоохранения. Я лично считаю, что она сработала так, как могла сработать, то есть не так уж и плохо. Проблема в том, что у нас заразилось вирусом слишком большое число людей, потому что государственная пропаганда начиная с января и вплоть до обнуления (а потом и еще несколько месяцев по инерции) внушала им, что вирус — это обычный грипп, что он не опасен, умирают от него только геи в Европе, и так далее. И это все было сделано для обнуления. Это массированная пропаганда неуместного пофигизма, бравады и безответственности.