in

«Людей палкой довольными не сделаешь»: единоросс об отмене наказаний за мирные акции

Депутат Андрей Барышев
Депутат Андрей Барышев. Фото: личный архив

Депутат Госдумы от «Единой России» Андрей Барышев предложил отменить статьи Кодекса об административных правонарушениях, по которым судят участников и организаторов несогласованных акций протеста. Парламентарий внес законопроект, который исключает из КоАП некоторые часто применяемые нормы. В интервью «МБХ медиа» депутат рассказал о своем отношении к протестующим и ситуации в стране, а также о том, почему уже не в первый раз решил пойти вразрез с линией партии.

— Почему вы решили внести эти предложения сейчас? Ведь Госдума, напротив, последовательно ужесточает ответственность за участие в несогласованных акциях.

— Я считаю, что этот тренд достаточно опасен. Надо вектор немножко менять. Если люди выходят на мирные шествия — хотят высказаться, хотят какие-то аргументы привести — то нужен диалог власти и общества. Тогда, наверное, будет какое-то созидание. Все, что прошло (митинги 23 и 31 января 2021 года — «МБХ медиа»), я убежден, было не по поводу Навального, как нам пытаются сказать. Навальный — триггер, а на самом деле накопившиеся экономические и социальные проблемы не решаются многие годы. Сейчас люди вышли высказать свои какие-то предложения и претензии. Но это мирно. Мирные шествия и прогулки не должны караться. Людей за это палками бить нельзя. Мы в цивилизованном обществе живем, и нужен диалог. Если люди чем-то недовольны, то ты их палкой довольными не сделаешь. Нужно выслушать и понять. Многие мои избиратели ко мне обращались с этими вопросами, и я считаю своим долгом и обязанностью как депутата и гражданина высказать свое мнение. Я вышел с такой инициативой.

— Вы сами уголовное преследование Навального как расцениваете?

— Я не интересуюсь глубоко — также, как, наверное, многие люди. В провинциальных городах, больших и маленьких, люди все вышли, но Навального в глаза многие не видели и не слышали про него. Когда ситуация ухудшается и ухудшается, то доходит до определенного предела, и люди выходят мирно на диалог, поговорить. Это некий инстинкт самосохранения коллективный, потому что дальше ситуацию запускать нельзя. Она у нас во всех отраслях ухудшается, благосостояние падает, растут цены. Людей это тревожит, они беспокоятся за свое будущее и будущее своих детей. Поэтому и выходят.

Нужно путем мирных преобразований выходить из этого кризиса. В противном случае мы можем откатиться очень далеко назад. Нельзя этого допускать. Как говорил Петр Столыпин: «Нам нужны не великие потрясения, а великая Россия» (оригинальная цитата министра внутренних дел царской России звучит немного по-другому — «МБХ медиа»). А для этого мы должны не растерять то, что имеем, а также разумно и здраво проводить все эти моменты. А если сейчас пойти по силовому сценарию, это приведет к дальнейшему обострению.    

— Консультировались ли вы с Администрацией президента или другими ведомствами перед внесением поправок?

— Как субъект законодательной инициативы я имею право высказать свое мнение. Это не мнение фракции. Я внес [законопроект] на экспертный совет и надеюсь, что меня там услышат и поддержат. Но такие же голоса раздаются и в администрации [президента], и среди моих коллег — они тоже это видят и понимают. Я просто вышел с инициативой и надеюсь, что она все-таки будет как-то подхвачена, поддержана. Надо посмотреть на вещи немножко под другим углом. Нельзя в таком духе сегодня продолжать — мы таким образом придем к еще более глубоким противоречиям в обществе.

И, кстати, силовики — я с ними разговаривал — что отрадно, тоже не в восторге от происходящего. Им как людям служивым дают команду, они выполняют, но вообще-то они тоже часть общества. Они здесь живут, у них есть родители, дети. И они тоже это все понимают. Поэтому никто не хочет каких-то диких методов. Мы в России уже переросли все это — мы выше и духовно, и морально.

— Хотелось бы еще обсудить недавние поправки об увеличении штрафов за неповиновение сотрудникам правоохранительных органов. Во втором чтении вы голосовали за поправки, а в третьем уже против — причем были единственным из фракции, кто их не поддержал. Почему ваше мнение изменилось?

— Я голосовал против, поскольку я вносил предложения, которые конкретизировали некоторые вещи, а вышло очередное ужесточение, причем совершенно необоснованное. Я принципиально против такого подхода — того, что там сегодня по мирным шествиям предлагают. Горячие головы уверяют, что это маргиналы, пятая колонна, еще что-то… Ничего подобного. Это люди, которые преданы своей стране, патриоты. Разных возрастов и профессий. Никакие они не маргиналы и вовсе они не за Навального, как это преподносят — нет, конечно. Они обеспокоены ситуацией, и надо наоборот радоваться, что у нас нормальное гражданское общество, которое приглашает к диалогу. Я сегодня посмотрел на молодых ребят — их бьют палками, укладывают на дорогу — за что? Они не сопротивляются, не занимаются никакими актами вандализма или чем-то еще.

— Были ли последствия после того, как вы проголосовали «против» в третьем чтении? Все-таки за партийной дисциплиной в «Единой России» довольно строго следят.

— Конечно, есть дисциплина и определенные фракционные ограничения, регламент свой. Но когда мы шли на выборы, были определенные обещания, обязательства перед людьми. Нужно последовательно их выполнять. Для меня приоритетом, конечно, является мнение моих избирателей, которые ко мне обращаются — его я ставлю выше. А с точки зрения внутренней дисциплины — она не должна быть направлена на то, чтобы нельзя было высказаться. Есть крылатое выражение о том, что Дума — не место для дискуссий (похожую фразу часто приписывают бывшему спикеру Госдумы Борису Грызлову — «МБХ медиа»), но я все-таки считаю, что место. Мы должны это обсуждать, спорить и истина будет рождаться. Может быть, я не прав, я же не претендую на статус самого умного. Но мне кажется, что это сегодня уместно пересмотреть и взять какой-то более цивилизованный курс.

— Но все-таки критика от коллег звучала в ваш адрес?

— В открытую они об этом не говорят, но в личном общении ряд коллег меня поддерживает. Они вообще-то так же мыслят, примерно в таком же ключе. Это внушает некую надежду, что все-таки процесс пойдет по этому руслу. Я буду свои аргументы приводить и отстаивать свою точку зрения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.