Фонд «Справедливость для журналистов» в Международный женский день опубликовал статистику по нападениям на профессиональных и гражданских журналисток из 12 стран бывшего СССР (без Балтийских государств). Приводим главные факты из исследования.
В фонде пришли к выводу, что не менее 1129 журналисток подверглись атакам за свою работу в 2020 году. Рекордсменом по числу нападений стала Беларусь, на втором месте — Россия, на третьем Украина.
При этом в России за этот год погибли две журналистки — главред KozaPress Ирина Славина и Наталья Мичурина из «Восточно-Сибирской правды». В Беларуси погибла журналистка Любовь Земцова из проекта «Неизвестная Беларусь».
Также выяснилось что в 79% (887) случаев за атаками на журналисток стояли власти тех стран, где они работают.
В Беларуси за 2020 год пострадали 382 журналистки. 11 из них получили пулевые ранения, контузии от светошумовых гранат или были избиты при задержании во время их работы на августовских акциях протеста. Исследователи зафиксировали 107 задержаний журналисток до 24 часов и 48 арестов на сутки и более. В 96% случаев атаки исходили от милиции, ОМОНа и других государственных силовых структур.
На втором месте по числу атак была Россия, где пострадала 341 журналистка. В 84% случаев это были задержания, штрафы, административные протоколы, суды и другие методы воздействия юридического и экономического характера. Задерживали и арестовывали российских журналисток за 2020 год не менее 60 раз. Чаще всего это происходило на московских акциях солидарности с журналистами Иваном Сафроновым и Ильей Азаром, а также во время хабаровских протестов против ареста губернатора Сергея Фургала.
В Украине совершили 124 нападения, причем 20% (25) атак носили физический характер: журналисток избивали, мешали работать. В двух третях случаях (82) украинские журналистки подвергались не физическим атакам, в ходе которых им незаконно мешали работать, отнимали и ломали технику, травили, в том числе в сети, угрожали насилием и смертью.
Пострадавшие журналистки
Фонд выделил нескольких женщин, которые подвергались в 2020 году наиболее сильным атакам.
Беларусскую журналистку Ларису Щирякову, фрилансера телеканала «Белсат», в общей сложности атаковали 26 раз. Из них 10 штрафов, два задержания, конфискация компьютера, два ареста. Екатерину Андрееву, журналистку «Белсата» атаковали 16 раз. Из них два штрафа, два задержания, два ареста, конфискация профессиональной техники, обыск. 18 февраля 2021 года Екатерину Андрееву и ее коллегу, журналистку «Белсата» Дарью Чульцову приговорили к двум годам лишения свободы в колонии общего режима. На Алину Скрабунову, фрилансера из «Белсата», нападали 14 раз, в том числе четыре раза штрафовали, три раза задерживали и один раз арестовывали.
Главный редактор нижегородского интернет-издания KozaPress Ирина Славина совершила самосожжение 2 октября 2020 года, обвинив в своей смерти Россию. Славину травили на протяжении нескольких лет, против нее возбудили несколько административных дел, выписывали штрафы, развешивали листовки с оскорблениями в ее подъезде, к ней постоянно приходили с обысками и проверками. За день до самоубийства Славиной в ее квартире был обыск, в ходе которого у нее изъяли все электронные носители информации, компьютеры и телефоны журналистки и членов ее семьи, все рабочие блокноты. В то же время DDoS-атаке подвергся сайт KozaPress.
Систематическим атакам подверглась основательница и главный редактор сайта «Новости Киселевска» Наталья Зубкова. Она стала известна после публикации видеообращения жителей поселка Подземгаз к премьер-министру Канады Джастину Трюдо с просьбой предоставить убежище из-за катастрофической экологической ситуации. Зубковой и ее детям угрожают убийством, против журналистки возбуждено несколько дел, сайт ее издания подвергался DDoS-атакам.
Среди других российских профессиональных и гражданских журналисток, которые подверглись системным физическим, нефизическим и юридическим атакам и угрозам в 2020 году, исследователи фонда выделили: североосетинского блогера Малику Джикаеву, Екатерину Ищенко из Sota Vision, Веру Олейникову, которая ведет Телеграм-канал «цвеТЫ для володи», блогера Марию Магдалену Тункара (YoungMasha), Елену Милашину и Елену Костюченко из «Новой газеты»), автора «Дневников горянки» Мириам Алиеву, Дарью Сивухину с телеканала «Злат-ТВ»).
В Украине больше всего, по мнению исследователей, пострадала соучредительница интернет-издания «Заборона» Катерина Сергацкова. Она подверглась деанонимизации и троллингу в интернете: в фейсбуке был размещен ее домашний адрес и фото ее пятилетнего сына.
Также травле подверглась украинская журналистка-расследовательница Любовь Величко. Кроме того, она заметила за собой слежку и постоянно получает угрозы убийством. Одна из героинь ее расследований об онлайн-казино подала на нее в суд.
В Казахстане больше всего пострадала блогер и журналистка Айгуль Утепова. Ее обвинили в участии в запрещенном экстремистском сообществе, арестовали, конфисковали имущество, насильственно поместили в психиатрический диспансер, а после него — под домашний арест.
В Азербайджане сильнее всего пострадали журналистки Meydan TV Севиндж Аббасова (Вагифгызы) и Айсель Умудова. Аббасову избивали полицейские, задерживали, судили, обвинили в клевете. Умудову — избивали полицейские, ее задерживали, ломали технику, уничтожали ее журналистские материалы.
В Кыргызстане пострадала независимая журналистка Алена Хоменко. На нее совершили пять атак, включая троллинг в социальных сетях, обвинения в оскорблении чести, травлю и угрозы по признаку этнической и гендерной принадлежности.
В Армении 10 атакам, включая 5 исков о клевете, подверглась директор информационного сайта Hzham.am Анна Геворкян.
В Узбекистане три раза атаковали журналисткк gazeta.uz Сабину Бакаеву. Блогера Камолу Мажидову арестовали на 15 суток за видео у памятника Амиру Темуру «когда коронавирус покинет Узбекистан» под предлогом нарушения карантина и пренебрежением правилами поведения в обществе.
Журналистку таджикской службы Радио «Свобода» Ниссо Расулову похитили неизвестные через три дня после того, как она с коллегами попыталась организовать встречу феминисток. После того, как коллеги в соцсетях подняли шум, Расулову отпустили. Личные данные независимых таджикских журналисток Махины Давлатовой и Саодат Исмоиловой, их даты рождения и адреса проживания показали в фильме «Измена», который транслировали центральные государственные телеканалы.
В Молдове журналистка Телеканала TV8 Михаела Дикусар подверглась нападениям сотрудников государственной службы охраны, которые мешали ей взять интервью у президента Игоря Додона на двух разных мероприятиях.
В Грузии неизвестный представитель партии «Европейская Грузия» напал на корреспондентку издания On.ge Дарину Камададзе на избирательном участке. Он угрожал ей пистолетом и физически препятствовал съемке
В Туркменистане на 70-летнюю корреспондентку радио «Азатлык» Гурбансолтан Ачилову напал полицейский. С криками о том, что журналистка «идет против государственной политики», он пытался вырвать из ее рук камеру. Ачиловой удалось сбежать.
Исследователи установили, что опаснее всего работать журналистом в Беларуси: коэффициент риска, который составляет число атак на 100 тысяч населения, там равен 14,61. В 2020 году уровень опасности, скорее всего, связан с протестами в стране, которые милиция разгоняла с помощью газа, гранат, и резиновых пуль, а множество человек, в том числе, оппозиционных журналистов были задержаны, арестованы, или оштрафованы.
Меньше всего этот коэффициент в Узбекистане — 0,37. Те же расчеты было невозможно сделать в Туркменистане из-за почти полной информационной изоляции страны.