in

«Настрой на зачистку»: почему оппозиция на выборах в Госдуму останется без «Госуслуг»

Фойе Госдумы
Госдума. Фото: Андрей Любимов / агентство «Москва»

В Кремле отказались распространять практику сбора подписей для выдвижения кандидатов через портал «Госуслуг» на выборы в Госдуму в 2021 году, сообщает РБК со ссылкой на источники. В условиях сокращения лимита на брак в подписях введение электронного сбора выглядело как некое послабление для оппозиции. Политологи рассказали «МБХ медиа», стоило ли вообще оппозиции надеяться на помощь «Госуслуг», и о чем говорит отказ властей даже от такой маленькой поблажки.

Собирать через «Госуслуги» до 50% необходимых для выдвижения кандидатов подписей на региональных выборах разрешили весной 2020 года. Но введение такого сбора подписей оставили на усмотрение властей регионов. Воспользовались этим правом на последних выборах только три региона — Пермский край, Челябинская область и Чувашия. Ни одна из подписей, собранных в электронном виде, не была признана недействительной, говорила председатель ЦИК Элла Памфилова.

Также весной лимит брака в собранных подписях был снижен с 10% до 5%. И при лимите 10% кандидатам от несистемной оппозиции постоянно отказывали в допуске на выборы, так как комиссии заявляли о превышении порога брака. Политики, не допущенные до выборов в Мосгордуму в 2019 году, называли отказы незаконными и политически мотивированными.

От сбора подписей на выборах в Госдуму освобождены парламентские партии и те, которые имеют фракцию хотя бы в одном региональном заксобрании. Одна из причин отказа Кремля от электронного сбора подписей — признать собранные через портал подписи недействительными практически невозможно в отличие от традиционной процедуры сбора, сказал РБК один из близких к Кремлю источников. По его словам, «Госуслуги» облегчили бы для оппозиции сбор подписей, не допустить ее к выборам стало бы сложнее, что невыгодно власти. Речь идет о сторонниках Алексея Навального, которые могут пойти на выборы самовыдвиженцами, нелояльных региональным властям кандидатах на местах, уточнил он.

«Конечно, это была хоть и призрачная, но надежда для самовыдвиженцев в Госдуму и региональные парламенты. В условиях снижения “брака” до 5% и необходимости собственноручного внесения фамилии подписантом зарегистрироваться по подписям без “Госуслуг” нереально», — сказала «МБХ медиа» председатель общественной организации «Открытая Россия» Анастасия Буракова.

Политолог Аббас Галлямов
Политолог Аббас Галлямов. Фото из личного архива

Политолог Аббас Галлямов тоже считает, что электронные подписи помогли бы оппозиции. «Разрешение собирать подписи через “Госуслуги” стало бы подарком оппозиции. Там ведь все подписанты были бы верифицированы и зарубить оппозиционных кандидатов, объявив их подписи недостоверными, не получилось бы. Вот Кремль эту идею и пытается похоронить. Недопуск оппозиционеров до выборов — это для него последний рубеж обороны. Он тут костьми ляжет», — сказал он «МБХ медиа»

По мнению политолога Александра Кынева, у оппозиции не было шансов пройти подписной барьер при помощи “Госуслуг”.

«Невзирая на достаточно широкую поддержку этой идеи среди экспертов и общественников, никакого энтузиазма у власти изначально не было.

Те поправки, которые были принятые весной этого года, допускавшие возможность введения сбора подписей через “Госуслуги”,  изначально были очень половинчатыми. Во-первых, речь шла о том, что вводят эту возможность сами регионы —  тогда речь шла о региональных выборах. 

Во-вторых, даже в случае согласия предполагалось, что собрать будет можно не более половины подписей. Одновременно с этим, объем брака был уменьшен с 10% до 5%. Таким образом, даже если исходить из решения, которое было весной, половина подписей будут бумажные. Все равно при 5% браке прохождение барьера — это исключительно вопрос политической воли. 

Политолог Александр Кынев
Политолог Александр Кынев. Фото из личного архива

Даже на федеральных выборах в Госдуму, если бы они это ввели, это не сильно улучшило бы шансы [оппозиции], потому что этой половины подписей хватило бы, чтобы не пустить кого угодно. История про то, что они даже половины подписей не хотят дать возможность собрать через “Госуслуги” — это говорит о том, что страхи настолько велики, что даже вот такие половинчатые, очень слабо повышающие шансы механизмы они боятся вводить».

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов обращает внимание на то, что есть ужесточение регулирования выборов, а не какие-то послабления: «Сейчас в целом есть настрой продвигать тезис о необходимости ужесточить регулирование выборов, защищаясь от «иностранного влияния» — это выглядит как настрой на зачистку участников избирательной кампании. При том, что никто точно не может сказать, создает ли несистемная оппозиция проблемы для власти на выборах или эффект не превзойдет эффекта «Умного голосования» в Томске и Новосибирске в 2020 году (в томской гордуме «Единая Россия» лишилась большинства, депутатами также стали сторонники Алексея Навального, в новосибирскую гордуму избралась коалиция «Новосибирск 2020» во главе с руководителем местного штаба Навального Сергеем Бойко.  —  «МБХ медиа»)».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.