in

Необщая молитва. Почему столичных мусульман не пустили на праздник в мечети?

Мечеть на проспекте Мира
Мечеть на проспекте Мира. Фото: Яндекс.Карты

Решение властей закрыть московские мечети от верующих на Ураза-байрам вызвало недовольство многих мусульман. Что произошло с одним из главных праздников ислама в российской столице и почему в этом году ленты новостей опять обойдутся без впечатляющих толп на Проспекте Мира — разбиралось «МБХ медиа». 

Ураза-байрам, наступление которого мусульмане празднуют сегодня, 13 мая, в этом году в Москве проходит без прихожан. Еще 11 числа Духовное управление мусульман России (ДУМ)  сообщило, что Московская Соборная, Историческая и Мемориальная мечети столицы не будут принимать верующих, посетить их в этот день смогут только духовенство и члены самого духовного управления. Для всех же остальных праздничное богослужение будет транслироваться через интернет и по второму каналу российского телевидения. 

Причиной закрытия мечетей стало письмо из мэрии за подписью руководителя департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталия Сучкова с требованием «в связи со складывающейся эпидемиологической обстановкой» и на основании прошлогоднего указа Собянина закрыть двери мечетей и провести разъяснительную работу с верующими относительно «важности совершения праздничной молитвы в домашних условиях». 

Ураза-байрам — исламский праздник, один из главных в году, отмечаемый в честь окончания обязательного поста в священный месяц Рамадан. В этот день мусульмане, как правило, собираются на утреннюю праздничную молитву Ид намаз. Причем, для мусульман ханафитского мазхаба — к которому относятся в том числе российские мусульмане и верующие бывших советских республик Центральной Азии — участие в такой молитве считается обязательным.  

В прошлые годы, до пандемии коронавируса, репортажи именно с его празднования, как правило, шокировали москвичей панорамными фото тысяч молящихся возле здания Соборной мечети, заполнявших все пространство площади и переулков вокруг Олимпийского. Но в этом году не было и их. 

29 апреля столичные власти отдельным письмом подчеркнули, что запрет на проведение публичных мероприятий в городе Москве продолжает действовать, а в случае  проведения праздника Ураза-байрам на улице, организаторы и иные участники могут быть «привлечены к ответственности в установленном порядке».  

Ранее ДУМ подал в мэрию соответствующую просьбу санкционировать собрание общей численностью до 100 000 человек около дома номер 7 по Выползову переулку — именно так формально звучит адрес московской Соборной мечети. Как следует из официальных сообщений столичного правительства  в проведении праздника на альтернативных площадках (каких, правда, не указывается) мусульманам также было отказано уже к 11 мая. 

ДУМ без вариантов

Стоит отметить, что в чем-то этот праздник и по характеру и по значению для мусульманской общины похож на православную Пасху, которую также предваряет продолжительный пост, а участие в литургии и церковных таинствах для многих верующих считается долгом и важной обязанностью.

Мусульманин совершает намаз в мечети
Мусульманин совершает намаз в мечети. Фото: Creative Commons

Учитывая, что двумя неделями раньше в этом году православные встретили Пасху без видимых ограничений, мусульманский правозащитник Бахром Хамроев, живущий в Москве, в интервью телеканалу «Дождь» уже назвал такое положение дел несправедливостью: особенно подчеркнув, что в пасхальных праздничных богослужениях публично приняли как мэр столицы Сергей Собянин, так и президент страны.  

«Мы готовим обращение ко всем послам — турецким, Саудовской Аравии, иорданским — чтобы они напрямую вмешивались в дела мусульман», — сообщил возмущенный правозащитник телеканалу.

В интервью «Коммерсанту», главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов уже заявил, что верующие «с пониманием» относятся к решению властей. Впрочем, Хамроев убежден, что представители ДУМ неискренны: «Я общаюсь лично с этими людьми, они против, но боятся об этом сказать, потому что привыкли поддерживать любые решения властей», — заявил он чуть позже «МБХ медиа» в телефонном разговоре. 

«Я думаю, что у ДУМ и не было никакого другого варианта, как согласиться», — в целом подтверждает его слова религиовед, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. 

«Безусловно телевизионная или интернет-трансляция для верующего мусульманина, как и для христианина не может быть полноценной заменой. Совместное исповедание веры, сам процесс имеет огромное значение», — убежден он, подтверждая, что решение о закрытии мечетей уже вызвало негативную реакцию среди столичных мусульман. (Уже несколько дней этот вопрос будоражит многие мусульманские форумы и телеграмм-каналы).

Диалог в одиночестве

Эксперт напоминает, о похожей реакции православных прихожан и даже священноначалия год назад, когда официальная церковь в своем мартовском заявлении от лица Синода достаточно резко раскритиковала планы Сергея Собянина оставить на праздник храмы без прихожан.  

Роман Лукин
Роман Лукин. Фото: личный архив

Как и теперь ДУМ, тогда РПЦ была вынуждена согласиться с карантинными мерами, только под давлением государственных чиновников. «Это был первый открытый конфликт церковного руководства с государственной машиной, наверное, за все постсоветское время», — продолжает Лункин. По его мнению, поведение ДУМ демонстрирует властям, что религиозные организации готовы им идти навстречу, и тем не менее пока диалога между чиновниками и ними не получается. 

«Безусловно можно было бы решить этот вопрос, организовать заранее запись на богослужение прихожан, по эпидемиологическим нормам, обеспечить ношение масок, дистанцию, но ничего из этого сделано не было», — заключает религиовед, констатируя, что на этот раз мэрия, вспомнив фото с толпами на Проспекте Мира, решило просто запретить праздник. «Чиновники просто не привыкли идти на диалог с любой общественностью, в том числе и с религиозными организациями», — говорит он. Настаивая, что подобные вопросы не могут решаться городскими властями волюнтаристски, без учета мнения самих верующих. 

В прошлом году, а Ураза-байрам тогда пришелся на 24 мая, мусульман так же, как и теперь, коснулись ограничения. Все мечети в стране в этот день были закрыты, главный муфтий Дагестана обратился к жителям республики, желающим поздравить собственных родственников, с предложением сделать это по интернету, записав видеообращение, а в Чечне власти и вовсе запретили передвижение для граждан по территории региона на несколько дней, включая сам день праздника.

В этом же году к началу мая в столице были сняты практически все ограничения, наложенные ранее. Впрочем государственных мероприятий они и раньше не касались: многолюдного празднования годовщины аннексии Крыма, например, незадолго до которого за нарушение санитарных норм было заведено «санитарное дело», или парада Победы на Красной площади 9 мая, в котором приняло участие более 12,5 тысяч человек. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.