in

«Будет неприятно, но ничего не изменится». Почему Европарламент и ЕС не заставят Лукашенко отступить

Фото: пресс-служба Александра Лукашенко

Европарламент накануне принял резолюцию по Белоруссии, в которой не признал легитимным президентом Александра Лукашенко и потребовал от стран Евросоюза введения санкций против него и его окружения. Эксперты напоминают, что санкции против главы республики действовали много лет, а сама резолюция даже в случае положительной реакции ЕС вряд ли скажется критически на положении Лукашенко. «МБХ медиа» рассказывает, почему.

В своей резолюции депутаты Европарламента не признают Александра Лукашенко легитимным президентом, так как «в соответствии с позицией Европейского совета отвергают результаты так называемых президентских выборов в Белоруссии от 9 августа, учитывая, что они прошли с вопиющими нарушениями всех международно признанных норм». Вместе с тем Европарламент признает Координационный совет как временное представительство оппозиции, «требующей демократических перемен» в республике. Победителем выборов белорусы считают, как отмечается в резолюции, Светлану Тихановскую. Евродепутаты отмечают вклад «отважных женщин Белоруссии во главе со Светланой Тихановской, Вероникой Цепкало и Марией Колесниковой».

Также Европарламент призвал ЕС ввести санкции как против тех, кто фальсифицировал результаты выборов и применял насилие и репрессии против протестующих в Белоруссии, так и против самого Александра Лукашенко. Его они также предупреждают о том, что он «не имеет политического или морального права вступать в какие-либо дальнейшие договорные отношения от имени Белоруссии, в том числе с российскими властями, которые могут угрожать суверенитету и территориальной целостности» республики. На россиян, которые поддерживают действия Лукашенко, евродепутаты тоже требуют наложить санкции. Европарлмент призвал ЕС перестать выдавать Минску кредиты, но, напротив, увеличить финансирование структур белорусского гражданского общества. Потребовали евродепутаты и отозвать разрешение на проведение в Белоруссии Чемпионата мира по хоккею в 2021 году. Это решение планируется отложить до улучшения ситуации с правами человека в республике. ЕС призвали и упростить получение виз для политических эмигрантов из Белоруссии.

Фото: European Parliament press office

В тот же день МИД Белоруссии отреагировал на резолюцию. «Мы разочарованы тем, как Европарламент, позиционирующий себя в качестве серьезной, объективной и демократичной структуры, не смог найти в себе политической воли заглянуть дальше своего носа, преодолеть однобокость и не стать заложником расхожих штампов», — отметили в МИД. В министерстве заявили об отсутствии у евродепутатов знания международного права и уважения суверенитета других стран. Авторам резолюции Минск посоветовал «задуматься о том, как реально поддержать суверенитет, независимость и стабильность своего соседа и тем самым внести вклад в стабильное и устойчивое развитие своего же европейского континента».

На самом деле, санкции против Белоруссии Евросоюз впервые ввел еще в 1998 году. Этому предшествовали истории исчезновения людей из числа противников президента. В их числе, например, разжалованный Лукашенко министр Юрий Захаренко. По факту его исчезновения возбуждалось дело по статье об умышленном убийстве. А бывший офицер ГРУ Владимир Бородач даже утверждал, что Захаренко похитили люди президента республики.  В 2011 году свои санкции ввели и США. Для белорусских чиновников, судей, работников КГБ, а также для Лукашенко и его старших сыновей действовали визовые ограничения, были заблокированы счета в зарубежных банках. При этом ЕС в какой-то момент, в 2008 году, отменил санкции против Белоруссии. Однако вскоре ввел их снова. Это произошло после выборов 2010 года, после которых в республике начались аресты участников акций протеста, оспаривавших итоги голосования. В феврале 2016 года Евросоюз снова снял санкции с Лукашенко и 169 белорусских чиновников.

О том, что санкции против Лукашенко действовали много лет, напоминает «МБХ медиа» и преподаватель факультета права ВШЭ, специалист по международному праву Глеб Богуш. Он предлагает задать Европарламенту встречный вопрос – почему вообще в свое время были отменены санкции, ведь вещи, ставшие причиной их введения, по сути в республике при Лукашенко никогда не прекращались. Относительно того, что депутаты не признали Лукашенко президентом, Богуш приводит пример с лидером Венесуэлы Николасом Мадуро. «Ряд государств признают его президентом, ряд – его оппонента. Это не уникальная ситуация», — говорит Богуш. 

Фото: пресс-служба Кремля

В 2019 году в Венесуэле обострился политический кризис, в результате чего в стране по сути возникло два центра власти. Одним являлся избранный на второй срок президент Николас Мадуро. Вторым стал спикер Национальной ассамблеи Хуан Гуайдо, который при поддержке демократической оппозиции объявил себя исполняющим обязанности президента. О признании президентом Мадуро тогда объявили Россия, Китай, Куба, Турция и другие страны. Гуайдо признали президентом сначала США, а затем и Евросоюз. В отношении Мадуро и его окружения они ввели санкции. Они похожи на те, что уже действовали в отношении Лукашенко и которые снова могут вернуть: невозможность посещать зарубежные страны, арест имущества. Кстати, Лукашенко и сам накануне сравнил лидера белорусской оппозиции с Хуаном Гуайдо. В частности, он заявил, что его оппоненты «по венесуэльскому сценарию нашли «гуайдиху» и объявили ее президентом». 

Управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов считает, что единая Европа, признав Лукашенко нелегитимным президентом, выразила своего рода вотум недоверия. «То есть теперь с ним отношения могут не строиться: за один стол переговоров с ним в Европе уже никто не сядет. Это очень сильно может ухудшить кредитный рейтинг Беларуси, потому что никто в Европе ныне не купит депозитарные расписки или долговые обязательства Беларуси. Лукашенко становится своего рода белорусским Мадуро, против которого ополчился не только весь западный мир, но и ближайшие соседи», — считает Именнов.

По мнению Глеба Богуша, в ситуации с Лукашенко и позицией ЕС, какой бы она ни была, вся в сложность в самом режиме, установленном в Белоруссии. В довесок к этому проблемы есть и в самом Евросоюзе. «Единственное, что здесь может помочь – консолидированная позиция и верность своим принципам. Но с этим у ЕС есть проблемы. Они непоследовательные, и пытаются вести диалог с теми, с кем его вести бессмысленно. Такими режимами любая попытка диалога воспринимается как слабость», — считает Глеб Богуш.

Санкции против глав тех или иных государств, распространенная практика, подтверждает «МБХ медиа» Антон Именнов. «Такие примеры не только есть, они существуют до сих пор. В данном случае флагманом являются США. Если сегодня открыть американский санкционный список, то там можно найти: главу Северной Кореи Ким Чен Ына, президента Сирии Башара Асада, нынешнего президента Зимбабве Эммерсона Мнангагва», — говорит Именнов.

Глеб Богуш уверен, что никаких непосредственных последствий для чиновников и Лукашенко лично в случае выполнения ЕС рекомендаций евродепутатов, не произойдет. Быть невыездными они уже привыкли. «Лукашенко, конечно же, будет неприятно. Но а куда ему деваться? Санкции – это вещь ограниченная для таких режимов. Он сбит, консолидирован, в нем отстроена карательная вертикаль. Ничего от факта санкций не изменится», — заключает Богуш.

Выступая вечером 17 сентября на женском форуме, уже зная о резолюции Европарламента, Лукашенко объявил, что закрывает границы с Польшей и Литвой, а также вводит усиление на границе с Украиной. В ходе выступления он сказал: «Мы не встанем на колени, даже если останемся в одиночку». Светлана Тихановская после этого заявила, что Лукашенко оторвался от реальности. «Все наши соседи – наши друзья. Все беларусы – один народ», написала она в своем телеграм-канале в ответ на слова Лукашенко. Эксперт Антон Именнов, рассуждая о закрытии границ и признании евродепутатами белорусского лидера нелегитимным, констатировал: «нелегитимный лидер переориентируется в своих внешних связях на те государства и интеграционные объединения, которые не отказали ему в признании». Лукашенко признали, напомнил эксперт, Китай, Россия и многие страны СНГ. «Соответственно, его режим будет стараться строить отношения именно с этими странами», добавил Именнов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.