Филолог Гасан Гусейнов, астрофизик Владимир Сурдин, главред N+1 Илья Ферапонтов, автор подкаста «Голый землекоп» Илья Колмановский, юрист Елена Лукьянова и секс-блогер Ксения Фомина рассказали журналисту Тимуру Олевскому в стриме «МБХ медиа» о том, как поправки в закон о просветительской деятельности, принятые Госдумой, несмотря на бурный протест научного сообщества и деятелей культуры, изменят привычный нам способ получать информацию.
Доктор филологических наук Гасан Гусейнов обратил внимание на ключевые слова в новом законе: «просветительская деятельность – всякая деятельность вне рамок образовательных программ». Таким образом, по его мнению, под действие этого закона подпадают люди, которые, например, в YouTube рассказывают, как готовить черничный пирог.
«Это тоже просветительская деятельность, потому что она [находится] вне рамок образовательных программ. Или вы преподаете какой-нибудь язык – суахили или древнегреческий. И преподаете его вне рамок программы. Вы можете делать это бесплатно, необязательно вы должны делать это за деньги. Но [после принятия закона] вы не сможете этого делать, потому что для этого надо получать специальное разрешение. Это примерно все равно, что сказать: «Мы будем выбирать жен мужьям и мужей женам». Вот, что предлагает государство», – отметил он.
Тимур Олевский предположил, что больше всего от закона о просвещении пострадают люди, которые занимаются гуманитарными науками, но астрофизик, доцент физического факультета МГУ Владимир Сурдин с ним не согласился. Он заявил, что так могут считать только наивные люди и отметил, что закон настолько расплывчат, что при необходимости под этот закон могут подвести абсолютно любого человека.
«Например, я читаю лекции об освоении Луны и подробно рассказываю о полетах американских астронавтов на Луну. Я делал это всегда: при советской власти, не при советской власти, делаю это при нынешней власти. И всегда какие-то люди были неудовлетворены: ну, как-то непатриотично это выглядит, что вот, мол, американцы были первыми. Всегда приходят какие-то возмущения, реплики. Но теперь это может стать основанием для обвинения меня в западопоклонничестве», – сказал он.
Астрофизик признался, что надеется на то, что Совет Федерации отклонит закон. А вот главный редактор научно-популярного издания N+1 Илья Ферапонтов, считает, что внесенные поправки прежде всего затронут гуманитарные дисциплины, в частности историю, политологию, социологию.
«Какие-нибудь будут неправильные социология, недостоверная история. Там же в пояснительной записке к законопроекту в принципе прямым текстом написано, что авторы законопроекта считают, что русские люди настолько ментально слабы, что стоит привести какого-нибудь неправильного лектора и они примут неправильную веру. Соответственно, их нужно защищать, нужно контролировать содержание лекции, касающихся истории, этнографии и так далее», – сказал Ферапонтов.
Автор подкаста «Голый землекоп», научный обозреватель Илья Колмановский предполагает, что закон о просветительской деятельности будет применяться избирательно и станет «еще одним звеном террора и становления полицейского государства».
«Но я не знаю, что для них опаснее: гуманитарные науки или точные. Я думаю, что точные науки учат людей критическому мышлению, скепсису, не принятию авторитетов. В этом смысле, я думаю, что точные науки несут для них не меньшую угрозу», – сказал он.
Доктор юридических наук Елена Лукьянова в отличие от астрофизика Владимира Сурдина надежд на отмену закона Совфедом не питает. При этом она отмечает, что обновленный документ «плохо изготовлен с точки зрения юридической техники».
«Он просто отвратителен, и похоже, что он умышленно отвратителен, потому что сами инициаторы этих поправок, выступая где-то, заявили, что они намеренно сделали его таким расплывчатым. Это полное безобразие, потому что это противоречит требованиям, предъявляемым международными критериями правового характера закона, потому что закон делается для того, чтобы установить какое-то правило, которое должно быть понятно потребителям этого правила», – подчеркнула она.
Юрист пояснила, что правило должно содержать границы, которые позволяют понять, что дозволено, а что нет, чтобы каждому, кто возьмет в руки закон было понятно, что можно и что нельзя.
«А из этого закона это не понятно: непонятны ни субъект, ни состав тех, кто подпадает под этот закон, ни что будет, никакого регулирования, ни как будут органы управления всем этим рулить», – сказала Лукьянова.
В свою очередь секс-блогер Ксения Фомина, автор блога «Взрослый контент» призналась, что не позиционирует себя как просветителя, но полагает, что принятые поправки могут коснуться и ее.
«В принципе этот закон ударяет по людям, которые пытаются объяснить базовые вещи, очень важные и очень нужные, которые касаются детей и подростков, потому что это тот период становления личности, когда очень важно знать о таких базовых вещах, как методы контрацепции, о том, почему и как тебе лучше общаться со сверстниками, как тебе правильно заводить партнера и так далее», – подчеркнула она.
Фомина также отметила, что ей бы хотелось, чтобы подростки знали, что у них есть собственный осознанный выбор, и что им не должны навязывать какие-то точки зрения, что они могут сами принимать решения, о том, как обезопасить себя и как распоряжаться своим телом.
«Как мне кажется, наши оппоненты просто не хотят, чтобы подростки знали о том, что у них есть выбор. Они хотят, чтобы подростки следовали определенной цели, а цель – никакого секса до брака, один муж на всю жизнь, береги себя и так далее. <…> [Возможно, что] просветительскую деятельность, направленную на тему сексуальности, будут трактовать как нежелательную, ведь в представлении взрослого человека, ребенок не должен соприкасаться с этой темой ни в каком виде», – сказала блогер.
Полное обсуждение скандальных поправок в закон о просветительской деятельности можно посмотреть на YouTube-канале «МБХ медиа».