В России несколько раз менялась структура, которая борется с наркотиками. Сначала была Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). В 2016 году она погрязла в коррупции, и ее расформировали. На смену пришло подразделение МВД — Главное управление по контролю за оборотом наркотиков. Теперь же помимо него появится еще одно подразделение министерства по борьбе с распространением и пропагандой наркотиков в интернете. Рассказываем историю борьбы властей с наркотиками.
«Сбыт путем введения кошке»
В 1990-х резко выросло число наркозависимых: если в 1984 году их было 14 тысяч человек, то к 1990 году эта цифра увеличилась на 97,7% — до 28 тысяч человек. Ситуация не менялась, поэтому в 2003 году Путин упразднил Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП) и создал вместо нее структуру по борьбе с наркопреступностью — Госнаркоконтроль (ГНК). Спустя год ГНК переименовали в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Президентским указом 30 тысяч налоговиков перевели в штат нового ведомства. Конечно же, им пришлось переучиваться — на это ушло около полутора лет. Кроме налоговиков, в ФСКН попали сотрудники МВД и ФСБ, ориентированные на оперативную работу.
Спустя несколько месяцев после появления ФСКН уже успела оказаться в центре скандала. В нескольких регионах в 2003-2005 годах были возбуждены однотипные уголовные дела против ветеринаров о сбыте наркотиков. Причиной стал анестетик кетамин, который по случайности не был внесен в списки препаратов, разрешенных к применению в ветеринарии, составленный Минсельхозом в 1998 году. До 2003 года кетамин спокойно использовался в ветеринарии, но в ФСКН решили этим воспользоваться. «Имел умысел незаконного сбыта кетамина путем введения его кошке», — так написали в деле ветеринарного врача Константина Садоведова из Москвы.
Люди вступились за ветеринаров — выходили на митинги, пикеты. Даже французская актриса Брижит Бардо писала письма Путину, чтобы тот повлиял на ситуацию. В 2004 году Минсельхоз все-таки внес кетамин в список препаратов, разрешенных в ветпрактике. Использовать его могли только врачи, которые получили на это лицензию Минздрава — это привело к подорожанию операций животным.
В этом же 2004 году ФСКН начала возбуждать дела о сбыте наркотиков уже против обычных, «человеческих» врачей. Сотрудники наркоконтроля привлекали даже медиков, у которых были все необходимые лицензии. Правда, эти дела достаточно быстро закрыли, а в 2006 году Пленум Верховного суда вынес постановление, согласно которому применение наркотиков и психотропов для лечения людей и животных больше нельзя было считать преступлением.
Маковые дела
Еще одна длительная кампания ФСКН — «маковые дела». Самое известное — брянское, в котором, одной из обвиняемых проходит в том числе заведующая химико-аналитической лабораторией Пензенского НИИ сельского хозяйства Ольга Зеленина.
В 2010 году таможенники задержали 42 тонны кондитерского мака, который в Россию хотел ввезти бизнесмен Сергей Шилов. ФСКН нашла в грузе следы опиатов и признала мак наркотическим средством. Бизнесмена и его партнеров обвинили в создании организованного преступного сообщества и контрабанде наркотиков.
В 2011 году Ольга Зеленина по поручению директора института готовила проект информационного письма по «маковому делу», в котором сообщалось, что полностью очистить семена мака от следов алкалоидов опия нельзя. Несмотря на то, что на письме стояла подпись директора, Ольгу обвинили в превышении должностных полномочий и пособничестве преступному сообществу.
В конце декабря 2018 года присяжные вынесли оправдательный вердикт всем 13 обвиняемым по делу. В январе 2019 года Брянский областной суд оправдал фигурантов.
Наркополицейские-наркоторговцы
«Прославились» сотрудники ФСКН также торговлей наркотиками и «крышеванием» наркоторговцев. В 2007 году в Москве по подозрению в сбыте запрещенных веществ арестовали подполковника, руководителя одного из подразделений службы. По версии управления собственной безопасности ФСКН, арестованный продавал наркотики через интернет с помощью своей близкой родственницы. В служебном кабинете обвиняемого обнаружили мобильные телефоны, банковские карты, кредитные документы и пакет с лекарствами. В результате обыска в квартире родственницы подполковника изъяли больше килограмма героина, 245 тысяч рублей и системный блок компьютера с информацией о преступной деятельности сообщников.
В 2013 году задержали экс-начальника управления второго оперативно-розыскного департамента ФСКН Гранта Акопяна. Ему предъявили обвинение в продаже 20 килограммов героина. По версии следствия, в 2010-2011 годах он продавал наркотики выходцам из стран СНГ, которых находил через знакомых зэков, а после завершения сделки задерживал покупателей, чтобы отчитаться о борьбе с преступностью.
Наркомания в цифрах
По данным Минздрава, с 2008 по 2018 годы количество наркозависимых в России сократилось почти на 30% — с 342 тысяч до 251 тысячи человек. Министр здравоохранения Вероника Скворцова сказала, что успехи достигнуты с помощью улучшения системы профилактики и реабилитации, а также благодаря введенной в 2013 году норме, позволяющей выбирать между административным арестом и обязательным лечением от наркозависимости.
Эти данные не очень согласуются с информацией из доклада ООН о наркотиках за 2019 год, согласно которой по общему числу людей, употребляющих инъекционные наркотики (ПИН) Россия входит в тройку государств-лидеров, на которые приходится почти половина из 11,3 миллиона ПИН в мире. Число ПИН в России оценивается в 1,8 миллиона человек.
Подбрасывание наркотиков
Когда в 2016 году полномочия ФСКН передали полиции, скандалов, связанных с наркотиками, стало меньше. Полицейские не фабрикуют абсурдных дел против врачей и покупателей кондитерского мака. Зато известно, что сотрудники МВД могут подкинуть наркотики.
Самая известная такая история была летом 2019 года, когда полиция задержала корреспондента отдела расследований «Медузы» Ивана Голунова по подозрению в сбыте наркотиков. Полицейские заявили, что якобы обнаружили в рюкзаке у журналиста пакеты с мефедроном. В защиту Голунова выступило журналистское сообщество, общественные деятели и политики. 11 июня глава МВД сообщил о снятии подозрений с журналиста.
После этого в отставку были отправлены генерал-майор полиции Юрий Девяткин, генерал-майор Андрей Пучков и другие полицейские. В свою очередь СК не стал закрывать уголовное дело, оно якобы до сих пор расследуется, но обвинение еще никому не предъявили.