in

От фотографий нарколаборатории до ареста полицейских. Как менялась позиция властей по делу Голунова 

Фото: Вова Жабриков / URA.RU / ТАСС

С момента задержания журналиста «Медузы» Ивана Голунова по подозрению в хранении и сбыте наркотиков прошло больше 7 месяцев. За это время задержавшие его полицейские превратились из борцов с торговцем наркотиками в подозреваемых в фальсификации доказательств вины Ивана. «МБХ медиа» вспоминает, как менялась позиция МВД, Следственного комитета и других органов власти по делу Голунова.

 

Ивана Голунова задержали на Цветном бульваре в Москве 6 июня 2019 года. В полиции заявили, что у него при себе и в его квартире обнаружены наркотики. Сам журналист это отрицал, заявляя, что наркотики ему подбросили.

О задержании Голунова стало известно в ночь на 7 июня, через несколько часов на сайте МВД появились фотографии, на которых была изображена нарколаборатория, якобы оборудованная в квартире журналиста. Чуть позже выяснилось, что эти фотографии сделаны не там.

«Считаем необходимым уточнить, что прилагаемая ниже фотография сделана при проведении обследования жилища задержанного, — говорилось в пресс-релизе МВД. — Остальные фотографии, размещенные сегодня на официальном сайте ГУ МВД России по г. Москве, сделаны в рамках проведения оперативных мероприятий и следственных действий по пресечению деятельности группы лиц, занимающихся сбытом наркотиков в Московском регионе, на связь с которой проверяется задержанный». Сейчас эта новость на сайте ведомства недоступна.

Вечером того же дня в МВД заявили, что у Голунова изъяты 5 грамм кокаина. «При осмотре жилища задержанного — арендуемой квартиры на Вешняковской улице, в присутствии понятых полицейскими были обнаружены три пакета и сверток с порошкообразным веществом, а также электронные весы. Исследованием установлено, что часть изъятого представляет собой кокаин, массой свыше 5 граммов», — сообщили в пресс-службе ведомства.

Под давлением общественности — массовых выступлений журналистов и изданий в поддержку Голунова — 8 июня Ивана отправили под домашний арест, а не в СИЗО, но он все еще оставался подозреваемым в хранении и сбыте наркотиков.

10 июня начальник подразделения по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО Андрей Щиров дал интервью телеканалу «Россия 24», в котором рассказал об операции по задержанию Голунова. «Было известно только имя — Иван — и номер мобильного телефона, — говорил Щиров. — По информации, данное лицо осуществляло сбыт наркотических средств синтетического происхождения в городе Москве. Лишь одна фотография, на которой изображен паспорт, электронные весы, пакетики с веществом и сверток из изоленты, из квартиры Ивана. Остальные фотографии с другого места проведения обыска в Московской области. Произошла некоторая путаница».

 

На следующий день с Голунова были сняты обвинения, его отпустили из-под домашнего ареста, а глава МВД Владимир Колокольцев выступил с видеообращением.

«Материалы расследования подразделения собственной безопасности МВД направлены в Следственный комитет России для проведения проверки правомерности действий сотрудников непосредственно задерживавших данного гражданина», — говорил министр внутренних дел.

Андрей Щиров, которого телеканал «Россия 24» представил как руководителя операции по задержанию Голунова, дал интервью и телеканалу «Russia Today». На вопрос, не нарушал ли он или его подчиненные закон при задержании и формировании доказательств вины журналиста, Щиров ответил так: «Я считаю, что нет. Точнее, не считаю, а не нарушали». 

12 июня, несмотря на то, что Голунов уже был на свободе, состоялось шествие в его поддержку. На него пришли несколько тысяч человек. Протестующие требовали наказать полицейских, проводивших операцию по задержанию журналиста. 

На следующий день Владимир Путин уволил начальника УВД по ЗАО МВД Москвы генерал-майора полиции Андрея Пучкова и начальника управления по контролю за оборотом наркотиков ведомства генерал-майора полиции Юрия Девяткина.

Позже Андрея Щирова и четырех его подчиненных тоже уволили. Сейчас Щиров проходит свидетелем по делу о фальсификации доказательств в деле Голунова. Его подчиненные — Роман Феофанов, Максим Уметбаев, Акбар Сергалиев и Денис Коновалов — подозреваются в подбросе наркотиков.

Весь остаток лета и почти всю осень СК проводил проверку действий полиции. В ноябре выяснилось, что результаты работы следствия засекречены. В начале декабря Голунов подал заявление в ФСБ. Об уголовном деле в отношении полицейских, которые задерживали Голунова, стало известно на пресс-конференции Владимира Путина 19 декабря.

Полицейские были задержаны 29 января. Из заявления руководителя пресс-службы Следственного комитета Светланы Петренко стало известно, что их обвиняют в приобретении наркотиков и попытке фальсифицировать доказательства вины Голунова. «По данным следствия, в июне 2019 года сотрудники полиции с целью незаконного привлечения Голунова к уголовной ответственности подложили наркотические средства в его рюкзак, а также в жилище, — утверждает Петренко. — Таким образом они сфальсифицировали результаты оперативно-розыскной деятельности, которые в последующем явились доказательствами виновности Голунова в незаконном сбыте наркотических средств. При этом подложенные потерпевшему наркотические средства, ранее были незаконно приобретены полицейскими и также незаконно хранились и перевозились». 

30 января Басманный суд арестовал на два месяца бывших полицейских Романа Феофанова, Максима Уметбаева, Акбара Сергалиева, Дениса Коновалова, и Игоря Ляховца. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.