В Орле активисты каждую субботу «обнимают» сквер Ермолова, который планируют вырубить. Собравшиеся берутся за руки и выстраиваются непрерывной цепью. «Объятия» — один из способов, которым жители защищают свое право на участие в жизни города. Но подобные акции протестов проходят не только в Орле. «МБХ медиа» узнали, зачем россияне «обнимают» парки, скверы и пруды, и чего они этим могут добиться.
Орел, январь 2019
В 2019 году городской совет представил жителям Орла план реконструкции сквера Ермолова в центре города. План подразумевал установку фонтана, но для этого следовало вырубить большую часть деревьев в парке. Это и возмутило горожан. Они создали инициативную группу, участники которой собираются каждую субботу с декабря 2019 года. Акция «Мы обнимаем сквер» прошла уже семь раз.
«Весь 2019 год мы вели нашу гражданскую борьбу с мэром Орловской области. Он хочет часть сквера вырубить», — рассказывает «МБХ медиа» Вадим Невров, координатор инициативной группы. По его словам, администрация игнорирует другие проблемы жителей города. «В Орле и так много проблем — улицы в первобытном состоянии, загрязненная канализация, обманутые вкладчики, которые не могут заселиться в свои квартиры, проблемы с освещением города. Мэр (Василий Новиков, занимает должность с 2015 года. — «МБХ медиа») вместо того, чтобы решать проблемы, идет в систему украшательства, где есть большие деньги, и где побеждают одни и те же компании». Вадим добавляет, что это центральный сквер города, в котором жители привыкли гулять со своими детьми. По мнению активиста, место представляет и культурную ценность: «Как рядом с памятником Ермолову, великому человеку, установить фонтан? Это же как если бы его в Москве перед памятником Жукову поставить».
В августе 2019 года активисты провели митинг, в котором приняли участие 450 человек, а инициативная группа продолжает проводить одиночные пикеты, чтобы повлиять на решение администрации.
Оперативный комментарий администрация города Орла и Орловской области не предоставила.
Екатеринбург, апрель-май 2019
Первая масштабная акция «обнимашек» в Екатеринбурге прошла в апреле 2017 года. В 2016-м городской совет принял план по возведению храма Святой Екатерины на месте городского пруда, и некоторое время застройка не обсуждалась публично. Как только геологи начали проводить подготовительные работы, прошла первая акция по защите пруда. В первой акции 23 февраля 2017 года приняли участие 200 человек, но уже в следующий раз, через месяц, почти 1,5 тысячи человек «обняли» пруд, выстроившись вокруг него в цепочку в два ряда. Позже площадку для строительства перенесли на место сквера у Театра Драмы, который горожанам тоже пришлось отстаивать.
Через два года, в апреле 2019 года, жители Екатеринбурга вновь вышли «обниматься».Для возведения храма Святой Екатерины на новом месте потребовалось вырубить 234 дерева в сквере. На несанкционированную акцию пришли три тысячи человек: сквер удалось «обнять» в два ряда. После этого власти заявили о готовности провести общегородской опрос и начали сбор предложений от жителей города для выбора альтернативной площадки. В итоге губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев посоветовал исключить сквер у драмтеатра из списка площадок для строительства.
Но 13 мая того же года вокруг сквера появился забор. В ответ активисты организовали акцию защиты сквера. И тогда дружелюбные «обнимашки», начавшись с хороводов и песен, закончились фактически штурмом. Протестующие повалили ограждения, а позже стали перекидываться бутылками и камнями с нанятыми представителями клуба единоборств. Задержали более 100 человек, а протестующих вытеснили из сквера. Отдел полиции составил протокол по статье 20.1 КоАП «хулиганство», а позже изменил на часть 5 статьи 20.2 КоАП «участие в несанкционированной акции».
эмбед:
После майских протестов на защитников сквера возбудили уголовные дела. Через несколько дней президент Путин высказался о необходимости договориться с гражданами, и с ним сразу согласились Куйвашев и глава Екатеринбурга Высокинский. Стройку в сквере остановили, в городской думе создали комиссию по решению вопроса о строительстве храма. Позже в «ООО Храм Святой Екатерины» отказались от планов строить храм на месте сквера.
Сургут, ноябрь 2019
Позже в Сургуте прошла похожая акция. 17 ноября 300 человек вышли “обнимать лес”, часть которого собирались уничтожить для строительства автовокзала. Как говорили протестующие, стройка нового объекта могла вызвать и транспортный коллапс.
Мэр Вадим Шувалов прокомментировал акцию объятий: «Флешмоб против строительства автовокзала в районе Грибоедовской развязки указал мне на две вещи. Во-первых сургутяне — сильные и сплоченные люди, которые любят свой город. Я глубоко уважаю вас за это. Во-вторых, мы недостаточно рассказали о самом проекте, поэтому возникло много домыслов и слухов. Завтра же начнем активнее информировать население о планах по развитию инфраструктуры Сургута». Планы по строительству вокзала администрация не изменила, оно должно начаться в июле 2020 года.
Нижний Тагил, ноябрь 2019
В Нижнем Тагиле 4 ноября активисты из КПРФ обняли Черноисточинский пруд, в котором всплывает мертвая рыба и цветут сине-зеленые водоросли. «Мы живем здесь уже четыре года, когда мы приехали, здесь был красивый пруд, все было чисто. Посмотрите, что происходит у нас сейчас. Давайте не останемся равнодушными», — рассказывает активистка Яна в видео.
На несогласованную акцию вышло около 70 человек. Но никакой реакции на протест граждан не последовало, а мэр Нижнего Тагила заявил, что мертвая рыба была подкинута местными жителями. «Показуха это всё! Один червей натащил — фотографирует, другой рыбу загубил сам, в пруд набросал — сфотографировал. Пусть ваши подчиненные проверяют, а не строчат опусы. Кто-то дошутится скоро на самом деле, герои национальные», — комментировал мэр Пинаев.
Казань, январь 2020
Обнимали лес и в поселке Нагорный 26 января. Здесь жители обнимаются в целях протеста не в первый раз. Так протестующие защищали лес в соседних Дербышках, на части которого решили построить транзитную магистраль. Под нее требуется вырубить более десяти гектаров.
Борьба за леса в Казани идет давно. В 2018 году власти начали готовить генплан, по которому через поселок Нагорный и соседний с ним лес должна пройти магистраль.Кроме вырубки леса лес нужно было снести десятки обжитых домов. «Были общественные слушания, Нагорный отстояли, потом решили провести дорогу через улицу Шоссейная Дербышек, это ближе к окраине, там тоже отбились», — рассказывала «МБХ медиа» жительница Дербышек Анна Власенкова. Позже 1 мая 2019 года местные жители устроили митинг, на который пришли 1,5 тысяч человек.
В 2019 году проходили встречи представителей мэрии с жителями Дербышек, на которых обсуждалось строительство магистрали и масштабы будущей застройки. Однако никаких изменений в генплан не внесли, несмотря на протесты и признание мэра Владимира Фомина: без дороги по одной из улиц можно обойтись.
Дмитрий Громов, исследователь городского фольклора, Институт этнологии и антропологии РАН
Акция, при которой люди, взявшись за руки, либо охватывают какую-то территорию «живым кольцом», либо выстраиваются в «живую цепочку» — это довольно распространенный формат, применявшийся в разных странах.
Одна из самых известных акций — «Балтийский путь» — состоялась 23 августа 1989 года: жители Эстонии, Латвии и Литвы соединились в цепочку «Таллин – Рига – Вильнюс». Так демонстрировалась готовность прибалтийских республик к суверенитету, выходу из состава Советского Союза. Осенью того же года подобные, хотя и меньшие по размаху акции были проведены в Москве: 7 октября была образована «живая цепочка» от Манежной площади по улице Горького до Зеленограда; акция была проведена в поддержку тогдашних героев демократического движения — Тельмана Гдляна, Николая Иванова и Бориса Ельцина. 30 октября, в первый День памяти жертв политических репрессий, живым кольцом было охвачено здание КГБ. 26 февраля 2012 года в Москве прошла оппозиционная акция «Большой белый круг» — ее участники стояли по внутренней стороне Садового кольца, охватив центр города. Примеров можно приводить много; например, охватывание различных зданий «живым кольцом» регулярно производится активистами градозащитного движения Санкт-Петербурга. Прием применяется не только для ненасильственного сопротивления, но и для формирования символических высказываний любой направленности; так, 5 мая 2015 года жители подмосковного Зеленограда выстроились в четырехкилометровую цепочку вдоль линии обороны декабря 1941 года (последней линии обороны Москвы).
В последнее время также состоялось несколько акций, охватывающих различные объекты «живыми кольцами». Вряд ли интерес к такому формату обусловлен исключительно требованиями юридической безопасности: если власть захочет пресечь какое-либо мероприятие, она это сделает в любом случае. Больше значима эстетическая составляющая: зрелищное и концептуальное действие лучше запоминается, на него обращают внимание журналисты, общество, власть. Приемы уличных политических акций в разных странах часто похожи, и это происходит не только благодаря сознательному заимствованию (хотя, конечно, активисты обычно интересуются чужим опытом).
Использование человеческих тел как живой преграды или живой соединяющей цепи – символический прием, подчеркивающий искренность участников, их уязвимость и готовность пожертвовать собой.