Белоруссия с 20 декабря впервые в своей истории закрывает выезд из страны через наземные пункты пропуска. Официально – из-за распространения COVID-19, при этом въезд в страну полностью ограничен не будет. «МБХ медиа» обсудило с экспертами, связано ли на самом деле ограничение с пандемией, как на запрет отреагирует народ и будет ли закрыта граница с Россией.
Из Белоруссии – только самолетом
Совет министров Республики Беларусь принял постановление о временном Протесты, ковид или «утечка мозгов». Зачем Белоруссия закрывает выезд из странызапрете на выезд из страны через наземные пункты пропуска. Он начнет действовать c 20 декабря. Ограничения будут действовать в автодорожных пунктах пропуска, на железнодорожных вокзалах и речных портах через границу страны.
В постановлении Совмина не говорится, в какие именно страны будет закрыть выезд. У Белоруссии есть сухопутные границы с пятью странами – Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией.
Решения об ограничении въезда, как это делается в других странах с тяжелой ситуацией по ковиду, в Белоруссии не принято. Это породило сомнения в том, что реальной причиной такого шага является разрастающаяся пандемия. О несерьезности угрозы коронавируса всю весну твердил и президент страны Александр Лукашенко, со смехом предлагавший лечиться от коронавируса водкой и сауной.
При этом число заболевших коронавирусной инфекцией в стране начало резко расти в октябре этого года. На 10 декабря зафиксировано свыше 154 тысячи случаев заражения, 132 тысячи человек вылечились, 1238 умерли.
«Предусматривается комплексная корректировка законодательства»
Замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев считает, что решение властей связано с протестами и «утечкой мозгов», а эпидемиологическая ситуация лишь является удобным прикрытием: «Даже если убрать фактор протестов — 700 тысяч белорусов работают в России, еще полмиллиона в Польше, многие периодически ездят в соседние страны за дешевыми продуктами или проведать родственников. Как будет решаться эта проблема перед Новым годом?», — недоумевает эксперт.
Сейчас у Лукашенко нет мандата народа, поэтому его власть называют «хунтой» и прочими нехорошими словами, а балом правят силовики, полагает Суздальцев. «Такие решения блокируют пути отхода для политических активистов», — сказал он «МБХ медиа».
В Белоруссии действительно опасаются массовой эмиграции. В конце октября в МВД Белоруссии сообщали, что после августовских выборов страну покинули 13 тысяч человек. Число уехавших в Россию при этом не уточнялось, поскольку на границе между нашими странами с белорусской стороны контроль отсутствует. В начале декабря премьер-министр РБ Роман Головченко заявил, что страна будет бороться с оттоком студентов и высококвалифицированных специалистов.
«Предусматривается комплексная корректировка законодательства о миграции. Значительные усилия будут направлены на сокращение оттока населения, прежде всего, молодежи, придания внешней миграции возвратного характера, предотвращения так называемой утечки мозгов», — приводит слова Головченко Belta.
Станет ли запрет выезда причиной усиления протестов?
Журналист «МБХ медиа» Роман Попков, последние несколько месяцев освещавший митинги в Минске, уверен, что пандемия — не самый главный повод для беспокойства Александра Лукашенко и его сторонников.
«Реальная причина в том, что режим опасается оттока большого количества людей, в том числе представителей госаппарата и силовиков, лояльность подвергается все новым испытаниям», считает журналист. Он также не исключил, что закрытие границ станет одной из причин усиления протестов в стране.
«Одним из факторов устойчивости режима всегда была открытость Белоруссии. Любой, кому было тесно, кто не мог реализоваться внутри страны, мог уехать на все четыре стороны, все дороги были открыты – от Москвы до Силиконовой долины, — говорит Попков, — эти «дырочки для выпускания пара» стабилизировали режим. Активные, пассионарные люди реализовывались и строили карьеру за рубежом, а сейчас их хотят запереть внутри белорусских границ».
Закрытие границ, равно как и все попытки Лукашенко пересесть с поста президента в новое кресло и тем самым сохранить власть, приведут к обострению внутриполитического кризиса, ведь противоречия в обществе не разрешены, уверен он.
Что будет с российско-белорусской границей?
Протяженность границы России и Белоруссии составляет 1239 километров, 857 километров из них сухопутные. Со стороны России к межгосударственной границе примыкают Псковская, Смоленская и Брянская области.
В 1995 году пограничный контроль на границе был отменен. В феврале 2017 года вступил в силу приказ ФСБ о введении погранзоны в приграничных с Белоруссией регионах. На границе были установлены пункты пропуска и предупреждающие знаки. Такие меры объяснялись необходимостью контроля за перемещениями граждан третьих стран. Летом 2019 года на российской стороне границы для выезжающих из Белоруссии действовал сплошной паспортный контроль.
«По сути, эта часть границы никогда особо не охранялась. Может, сейчас белорусы и поставят там какие-то вагончики, но непонятно — будет ли вообще закрыта российская граница, — рассуждает Суздальцев, — это может привести и к росту коррупции на сопредельной части: люди будут платить, чтобы пройти КПП».
«Когда я ехал в ноябре из Белоруссии в Россию после освобождения из-под ареста, то не видел никаких постов с белорусской стороны. Не знаю, хватит у Лукашенко ресурсов, чтобы поставить под контроль такую протяженную границу. Есть масса перевозчиков, которые летом возили людей по проселочным дорогам. Так будет и сейчас, если границу на основных трассах каким-то образом закроют», — добавил Попков.
Обновлено: Вечером 10 декабря в Госпогранкомитете Беларуси уточнили, что на границе с Россией новые правила действовать не будут. При этом иностранцам и лицам без гражданства запрещен въезд в страну.
Следующие транзитом в РФ граждане России могут пересекать границу в любом пункте пропуска без медицинских справок и самоизоляции.