in

Будут ли адвокатов пускать на обыски к организациям …

Обыск в офисе ФБК. Фото: Зураб Джавахадзе / ТАСС

До недавнего времени адвокатам было сложно попасть на обыск к юридическому лицу. Пользуясь тем, что закон не требует их обязательного присутствия при обыске в организации, следователи могли просто не пустить адвокатов в помещение. Теперь, после специального разъяснения Конституционного суда, им это будет сделать сложнее. 

 

В случае с физическим лицом, проблемы с допуском адвоката могут возникнуть, если обыск проходит в арендованной квартире: в таком случае понадобится разрешение собственника, иначе защитника не пустят.

С юридическими лицами сложнее. По закону следователь не обязан обеспечить присутствие адвоката при обыске в организации. Поэтому он может либо просто не пустить адвоката на территорию, где проходит обыск, либо пустить его как защитника только одного человека, а не всей организации: «Когда адвокат приезжает на обыск и его пускают, то могут сказать, что ордер выпишут на одного определенного человека. И вот его защищайте. А на всю организацию не дают выписать ордер и присутствовать при обыске во всех комнатах. То есть пытаются манипулировать нормами УПК, как заблагорассудится следователю», — объяснила «МБХ медиа» адвокат Валерия Аршинова.

Теперь же Конституционный суд разъяснил, что юрлица — полноценные участники уголовного судопроизводства, а квалифицированная юридическая помощь любым участникам расследования имеет приоритет над процессуальной самостоятельностью следователя. 

«Производство этого следственного действия (обыска. — «МБХ медиа») затрагивает интересы как лиц, которые гипотетически могут стать обвиняемыми по уголовному делу, так и учредителей или участников юридического лица, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми. Следовательно, обеспечение их права на квалифицированную юридическую помощь применительно к взаимоотношениям с государством, связанным (обусловленным) с производством по уголовному делу, выступает важнейшей гарантией защиты прав указанных лиц при проведении обыска в помещении юридического лица»,  — сказано в определении Конституционного суда.

«Я думаю, практика должна измениться, потому что с допусками на обыски ситуация не очень хорошая, как к физическим, так и к юридическим лицам. Не сразу, но у адвокатов появится возможность использовать это постановление», — сказала Аршинова.

Но вернуть изъятые вещи и технику будет сложно, потому что для этого необходимо обжаловать действия следователя в суде: «Когда что-либо изымается на обысках, то это признается вещественным доказательством в рамках уголовного дела. И вот пока уголовное дело не закончится, забрать что-либо очень сложно. Если действия следователя будут признаны незаконными через суд, то вещи должны будут вернуть. На практике, мне кажется, это будет очень сложно, но теоретически, возможно».

Конституционный суд выпустил это разъяснение после жалобы адвоката Михаила Кириенко на недопуск к обыскам, которые проводили сотрудники Росгвардии 23 мая 2019 года на Челябинском заводе коксохимической продукции в рамках уголовного дела по факту загрязнения воздуха. Кириенко прибыл на место уже после начала обыска и предъявил следователю ордер, но та отказалась пустить защитника и пообещала рассмотреть его ходатайство в течение трех дней. Не допустили адвоката и к обыскам других помещений предприятия 30 мая. Кириенко обратился в суд с требованием признать действия следствия незаконными. Но суды первой и второй инстанции встали на сторону следователей, тогда адвокат обжаловал решение в Конституционном суде.

Это далеко не единственный случай, когда адвокатов не допускали на обыск к юридическим лицам. 26 декабря 2019 года в московском офисе Фонда борьбы с коррупцией прошел обыск из-за отказа удалять фильм «Он вам не Димон». Туда так же не пускали адвокатов ФБК, и одному из них, Григорию Червонному пришлось надеть черную маску, вроде тех, в которых были силовики, чтобы пройти внутрь. 

В Краснодаре 30 июля 2019 года адвоката Алексея Аванесяна не пустили на обыск в организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу». «Выломали ворота. Адвоката не пускают. Понятые скучают на улице. Человек 10 спецназ (Росгвардия). Кинолог с собакой. Через открытую дверь удалось докричаться до Андрея (руководителя «ЭкоВахты» Андрея Рудомахи. — «МБХ медиа»). Он сказал, что к нему применено насилие, перцовый баллончик и он лежит на полу. Дверь закрыли. Следователь Калашников, который якобы тут за главного, не выходит», — рассказал Аванесян.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.