in

С глушилкой против «Платона»: как закон толкает водителей на нарушения

Протестная стоянка большегрузов против системы "Платон" в Санкт-Петербурге. Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

Из-за пандемии объем российских грузоперевозок в первом квартале упал на 1%, но правительство не приостановило действие системы «Платон», несмотря на просьбы отраслевых объединений. Перевозчики не удивляются, считая «Платон» кормушкой для властей, которую никто не станет закрывать. Водители пытаются обходить закон, в случае с «Платоном» это иногда возможно, но есть и другие нормы, которые делают штраф почти неизбежным.  

Еще в марте объединения перевозчиков направляли обращение премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой приостановить в связи с пандемией действие системы «Платон», которая взимает плату с грузоперевозчиков за использование дорожной сети. Правительство не пошло им навстречу тогда и сейчас подтвердило: «Платон» останавливать не будут. Директор департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса Григорий Волков заявил, что это даже не обсуждается: «Такая дискуссия не ведется. Вот эти попытки приостановить или отменить Платон, на данный момент они, может быть, точечно чью-то проблему решат, но с точки зрения экономической цепочки это намного больший вред приносит. Потому что мы останавливаем дорожные работы, финансирование строительных компаний, мы опять же останавливаем предприятия, которые работают на обслуживание этих компаний». Приостановка «Платона», по его словам, чревата «сжатием экономики».

В мае глава Минтранса РФ Евгений Дитрих пытался объяснить, что платеж за «Платон» не имеет большого значения для развития грузоперевозок, но сами дальнобойщики считают иначе. Наш собеседник Павел (он попросил не указывать свою фамилию и название компании, где работает водителем) описал структуру расходов перевозчика, в которой «Платон» занимает ощутимое место: «Если стоимость перевозки одного груза на тысячу км составляет 40 тысяч рублей, из них тебе придется оплатить 2200 рублей на Платон, примерно пять тысяч водителю, оплатить топливо, платную трассу, если она есть. Около половины у тебя остается в остатке, это то, что машина заработала. В конце года набегает транспортный налог, не стоит забывать и об оплате работы офисных сотрудников и дорогого ремонта». 

По словам Павла, в месяц машина грузоперевозки проходит около 15-20 тысяч километров, получается, что «Платону» приходится выплачивать от тридцати тысяч рублей за одно транспортное средство. «Эти тридцать тысяч только кажутся некритичными, это не так. За те деньги, которые мы отдаем государству за три месяца, не получая ничего взамен, можно спокойно, например, переобуть резину на машину или купить запчасть, необходимую для ремонта», — объясняет Павел. 

Остановки действия «Платона» не ждали ни Павел, ни член координационного совета ассоциации «Дальнобойщик» Андрей Лукин: «Никто и не ждал, что власть реально приостановит плату по нему. Вы думаете, она откажется от дополнительных денег? Нет, конечно». 

«Платон» дальнобойщики уже научились обходить, используя глушилки — подавители GPS-сигналов. Глушилки создают помехи в диапазонах, которые использует спутниковая система навигации ГЛОНАСС, системы слежения за автотранспортом перестают  принимать сигнал от спутника. Сотрудники автоинспекции, как правило, не обращают внимания на подавитель сигналов, тем более, что водители стараются его спрятать.  А вот скрыть нарушение предписанного режима труда и отдыха сейчас водителям практически не удается — у каждого водителя должна быть персональная карта, которая вставляется в тахограф. Устройство автоматически ведет учет времени и скорости вождения, сотрудники полиции легко могут получить эти данные, попросив водителя предоставить распечатку данных тахографа. Если водитель находится в дороге без отдыха дольше положенных девяти часов, то водителю выпишут штраф от полутора до двух тысяч рублей. Соответствующая статья Административного кодекса предусматривает штраф и для юридических лиц, но, по словам водителей, обычно штраф приходится выплачивать именно им, а не компании. Штраф за нарушение режима труда и отдыха в реалиях грузоперевозок почти неизбежен по двум причинам: отсутствие достаточного числа мест для отдыха водителей и экономия на количестве сотрудников грузоперевозок.

«Ввели штрафы за нарушение этого режима, а для того, чтобы водитель ехал и мог отдохнуть, стоянок не хватает, — объясняет Павел. — В конце рабочего времени оказывается так, что встать тебе просто негде. У нас нет кемпингов и стоянок, как в Европе, а если есть, то они все забиты. Предполагается, что водитель может просто съехать на обочину и поспать в кабине. Но у нас в России воруют: ты съедешь —  а тебя обнесут, груз своруют или солярку сольют, или колеса скрутят. Водители почти всегда ездят поодиночке, потому что зарплата за рейс одна, если ездить вдвоем, придется и так небольшие деньги делить на двоих. По закону на дальние расстояния должны ехать двое и более лиц, но компании этого не делают, это невыгодно ни работодателю, ни водителям».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.