in

«Тот запал прошел». Зачем белорусской оппозиции голосование о переговорах с Лукашенко

Светлана Тихановская
Светлана Тихановская. Фото: Светлана Тихановская / Telegram

Светлана Тихановская, одна из лидеров белорусской оппозиции, призвала жителей страны принять участие в голосовании по вопросу о переговорах с властями республики. По ее задумке, такое голосование может стать выходом из затяжного политического кризиса и позволит при международном посредничестве решить проблемы, возникшие после летних президентских выборов, мирным путем. Так ли это и что ждет белорусский протест весной — в материале «МБХ медиа». 

Видео с призывом принять участие в голосовании, опубликованное в YouTube Тихановской, за неполные сутки набрало более 150 тысяч просмотров. Ожидается, что вторая волна протестов может стартовать совсем скоро, в так называемый День воли 25 марта.

По словам Тихановской, к этому моменту коалиция оппозиционных сил должна мобилизовать все свои ресурсы: чтобы «на вторую волну протеста у режима не хватило ни сил, ни денег» и чтобы укрепить свои переговорные позиции на случай, если чиновники согласятся прислушаться к несогласным гражданам. 

Сами переговоры, как утверждает политик, не отменяют запланированных на конец мая уличных акций: «Мы запускаем это голосование не вместо уличных протестов, мы делаем это вместе с уличными протестами», — сказала она в своем видеообращении. Переговоры пройдут на площадке, организованной ОБСЕ и ООН при участии европейских политиков. 

По ее мнению, вынудить режим пойти на переговоры должны именно эти международные посредники и структуры. «Я семь месяцев работала с иностранными политиками и организациями, рассказывала о реальной ситуации в Беларуси и заручилась поддержкой, собирала мощную, профессиональную команду… Пришло время воспользоваться этой помощью», — заключила Тихановская в финале ролика. 

Мобилизация без запала

Впрочем, уже на старте в успех оппозиционного предприятия верят не все. «Если критерием удачности мы считаем сам факт, состоятся переговоры или нет, то я не вижу, каким образом этот опрос может привести к ним. Для танго нужны двое, и пока Лукашенко не собирается вступать ни в какие переговоры», — убежден белорусский политаналитик и эксперт Московского Центра Карнеги Артем Шрайбман. 

Политолог Артем Шрайбман
Политолог Артем Шрайбман. Фото: Лимуд Беларусь / Facebook

Президент Белоруссии не вступит в переговоры, пока не будет драматически ослаблен, а инициатива Тихановской к такому существенному ослаблению, очевидно, не ведет, считает эксперт. 

По его мнению, ход с голосованием нужен оппозиции для других целей: мобилизации, поднятия боевого духа сторонников, который сильно упал в последние месяцы, а также для того, чтобы напомнить власти о своей численности. 

«С точки зрения лидеров протеста, для того, чтобы поднять вторую волну, нужен какой-то жест. Опрос — это призыв: давайте пересчитаемся и покажем, насколько нас много. Но вряд ли на этот раз уличные акции окажутся столь же массовыми, как летом и осенью», — сказал Шрайбман. 

По мнению аналитика, для этого нет глубинных внутренних предпосылок вроде моментального возмущения сотен тысяч граждан. «Сейчас тот запал прошел, люди не стали любить власть, но для того, чтобы они опять вышли на улицу, нужна столь же серьезная эмоция», — заявил он. 

В диалоге с роботом

Само анонимное голосование, как сообщают его организаторы, будет организовано посредствам чат-бота платформы «Голос», запущенной ранее белорусскими оппозиционерами для выявления подтасовок на летних президентских выборах. Формулировка голосования предполагается следующей: «Я требую мирного разрешения кризиса в Беларуси путем переговоров. И призываю Светлану Тихановскую провести их при международном посредничестве». Варианты: «Да, согласен» / «Нет, не согласен». 

Для того чтобы отдать свой голос, пользователю, если он не был ранее зарегистрирован в боте, понадобится сообщить роботу свой телефонный номер. А в том случае, если он окажется иностранным, программа попросит доказать гражданство. 

При попытке проголосовать с российского телефона пользователю будет отправлен текст следующего содержания: «Нам необходимо убедиться, что вы являетесь гражданином Беларуси. Пожалуйста, заполните форму, отправив: фамилию и имя, дату рождения, фотографию фрагмента паспорта с этими же данными».

Полученные ботом данные, как утверждается, будут обработаны только один раз и не будут сохранены. А в течение последующих нескольких дней после заполнения формы пользователю придет уведомление о том, что верификация пройдена и голос учтен.

Что же до международной площадки для переговоров и участия в процессе европейских политиков, каким образом это может быть реализовано, пока не ясно. 

«Пока Лукашенко не признает субъектность оппозиции, вопрос о площадке остается вторичным, — настаивает Шрайбман. — Если будет на то политическая воля, площадки быстро найдутся. Другое дело, что у европейских политиков не осталось эффективных рычагов давления на Беларусь, более того, любые западные односторонние меры обречены, пока к ним не подключится Россия, как это было, например, в Молдове». 

Конституция между войной и миром

Некоторое время назад группа авторов, уполномоченная Тихановской, опубликовала проект новой конституции Республики Беларусь. Судя по документу, страна должна стать президентско-парламентской, а не просто президентской, как сейчас, республикой. 

Если предложенный оппозицией проект окажется принят, глава государства будет обладать эксклюзивным правом назначать лишь высшее военное командование, но премьер-министра и остальные ключевые должности в системе госуправления будет обязан согласовывать с законодателями. 

Более того, в стране будет ограничено число президентских сроков и сняты препоны для реализации гражданами права на мирные собрания. Но надежды на то, что дебаты вокруг этого текста принесут ощутимый результат, пока нет, убеждены аналитики. 

Президент Белоруссии Александр Лукашенко
Президент Белоруссии Александр Лукашенко. Фото: пресс-служба Кремля

Сам Лукашенко еще осенью анонсировал собственный план конституционной реформы, но до сих пор так и не представил общественности ее текст, перенеся предполагаемое обсуждение проекта на 2022 год. Совсем недавно белорусский политолог Валерий Карбалевич в интервью «МБХ медиа» отмечал, что если ничего не изменится в расстановке сил, вряд ли проект группы Тихановской окажет сколько-нибудь заметное влияние на «провластный» вариант, который собираются вынести на голосование следующей зимой. 

Впрочем, повороты в развитии событий все еще могут произойти. «Беларусы не сказать что разочаровались в мирном протесте, но просто увидели, что он не приводит к желаемым результатам, поэтому вторая волна, если она случится, вполне возможно, будет не такой уж и мирной», — заключил Артем Шрайбман. 

11 марта после ряда назначений в силовых структурах и в первую очередь в армии Лукашенко заявил, что военным «придется защищать свою страну, начиная изнутри». Эти слова многими СМИ были поняты как готовность нелегитимного, с точки зрения оппозиции, президента использовать для подавления протестов вооруженные силы страны. «Не надо сидеть в войсках и ждать, что кто-то пересечет нашу границу и тогда мы ружье возьмем и начнем воевать. Воевать будем отсюда», — процитировал тогда президента провластный национальный телеканал «Беларусь 1». 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.