Ледяной дождь, прошедший во Владивостоке на прошлой неделе, парализовал жизнь в городе. Дороги, деревья и здания покрыты льдом, ходить по улицам опасно из-за гололеда и риска обрушения конструкций под тяжестью льда, тысячи жителей до сих пор остаются без тепла, света и воды. «МБХ медиа» поговорило с жителями Владивостока о том, что происходит в городе спустя пять дней после нашествия стихии.
«Мы прилетели сегодня утром. Вышли из аэропорта и попали в какой-то сюрреалистический мир. Все, абсолютно все вокруг стеклянное. Деревья, кусты, провода — все. Как будто после катастрофы какой-то, все в хрустале, — рассказал Артем Моисеенко. — Доехали до города, а там везде аварии, все сковано льдом, провода оборваны, деревья упавшие. Ничего не расчистили».
Моисеенко — депутат городской думы Владивостока и глава Дальневосточной межрегиональной общественной организации инвалидов «Ковчег». Сегодня утром он вернулся в город со спортивных соревнований инвалидов в Крыму. Как только Моисеенко приступил к работе, его завалили сообщениями жители разных районов Владивостока, у которых все еще нет воды, тепла и света.
«Мне весь день писали и звонили люди с инвалидностью и спрашивали, что делать. К вечеру мы предоставили списки в администрацию города, это около трехсот человек из тех, кто находится только в районе Чуркина».
Чуркин, он же Первомайский район — один из спальных районов Владивостока. Он пострадал больше других: там под тяжестью льда рухнуло несколько опор ЛЭП и до сих пор у большинства жителей нет электричества.
Ледяной дождь, бетонные плиты и упавшие столбы
Бедствие началось на прошлой неделе. В четверг и пятницу Владивосток накрыло циклоном, а вместе с ним — ледяным дождем и снегопадом. С 18 по 20 ноября в городе выпало 143% месячной нормы осадков, в некоторых местах обледенение проводов и деревьев достигло 12 мм. В таком же состоянии большая часть города находится и сейчас.
«Мы готовились, но все пошло по другому сценарию». Приморье переживает ледяной коллапс
На Дальнем Востоке бушует циклон. Без света...
«Наш офис находится в жилом доме, — рассказал Моисеенко. — При подъезде к зданию стало понятно, что это невозможно. Дорога не чищена. Корка льда, которой покрыт асфальт и земля, припорошена снегом в сантиметров пять, и полный завал деревьев, весь проезд закрыт. Это все там лежит четыре дня».
Пытаясь припарковаться, Артем Моисеенко объехал дом с другой стороны, спускаться на машине пришлось с ледяной горки. Но встать на парковочное место депутат сам не смог, пришлось ждать помощи: «Все во льду, я просто не мог сдать назад, колеса прокручивались. Пришлось ждать минут двадцать, пока мимо не пройдут люди, которые помогут подтолкнуть машину». Чтобы попасть в офис, Моисеенко пришлось отбивать обледеневшую дверь ломом и лопатой.
Дорогие друзья! Обращаемся к Вам за помощью! Сегодня уже 4 день после этого ледяного ЧП и мы с командой только вернулись…
Posted by Artem Moiseenko on Sunday, November 22, 2020
Лед до сих пор висит и на проводах. Когда сегодня жительница Владивостока Ольга Карчевская вышла из дома, она обнаружила, что на улице на припаркованные машины ночью упали столбы — они просто не выдержали под тяжестью льда. «Одна из машин была просто всмятку, — рассказала Ольга. — И таких машин по городу еще много, никто их не убирает. Видимо, просто нет сил».
Приветики-пистолетики с нашей улицы. Выходишь из дома и видишь такое. У нас не только «тойота в карамели», но теперь и…
Posted by Olga Karchevskaya on Sunday, November 22, 2020
По словам Ольги, пешеходные зоны, по крайней мере в центре города, уже почистили: «Но ходить по ним все равно очень опасно, потому что в любой момент может упасть что-то на голову».
В четверг после ледяного дождя на один из припаркованных во автомобилей упала бетонная плита, за мгновение до этого владелец успел отскочить от машины. Сегодня следователи назвали причину падения плиты: обледенение проводов интернет-провайдеров.
Из-за наледи на конструкциях пришлось на время закрыть два важных моста: Золотой мост, ведущий на Чуркин, и мост, ведущий на остров Русский. Жителей с острова Русский эвакуируют на пароме, но паром вмещает только 20 машин и ходит раз в два часа, семь раз в сутки. В очереди на паром стоит множество людей. На острове также расположен кампус Дальневосточного федерального университет и общежитие, в котором живут студенты.
Без тепла, электричества и воды
У Ольги, живущей в центре Владивостока, до сих пор нет холодной воды и интернета, но она считает, что ее семье еще повезло: у многих ситуация гораздо хуже.
«Вчера я вышла в город, чтобы купить питьевую воду. В магазинах рядом с домом питьевой воды просто не было, я ее так и не смогла найти, — рассказала Ольга. — В другом магазине я нашла полку с полуторалитровыми бутылками и только дома поняла, что это была газированная вода. Негазированная была полностью раскуплена».
Свои рабочие часы Ольга проводит в кафе. По ее словам, людей там теперь очень много: «Каждое кафе сейчас похоже на уплотненный коворкинг. Люди приезжают со своими ноутбуками, потому что у них дома тоже нет интернета».
«Многие местные рестораны начали бесплатно угощать людей горячей едой и горячими напитками, на некоторых магазинах висят надписи: здесь можно подзарядить телефоны и выпить горячего чаю. Я думаю, это помогает людям, у которых дома нет электричества. Но таких очень много», — рассказала она.
В самой сложной ситуации находятся пожилые и одинокие люди, которые живут в обесточенных районах. По словам Ольги, массового оповещения о полевых кухнях и местах временного размещения, которые организовали власти, нет — о них знают только в интернете и пишут только некоторые СМИ: «А у некоторых людей телефоны уже по пять дней могут быть разряжены и никакой информации о том, что происходит, у них нет. Никаких машин с громкоговорителями не ездит, по домам с оповещениями тоже никто не ходит».
Елена живет в Первомайском районе, на Чуркине. В ее семье один ребенок — инвалид. В ее доме до сих пор нет ни света, ни отопления, ни электричества, ни воды.
«С 19 числа ничего нет, — рассказала Елена. — Куча одежды на себе, и как суслики сидим замерзаем. Я сейчас сижу под одеялом, но и то замерзаю, руки все холодные и ноги в носках. В комнате где-то градусов 15, не больше, даже меньше, скорее всего».
В районе Чуркина и в других пострадавших районах власти организовали раздачу газовых баллонов, полевые кухни и пункты временного размещения. В этих пунктах жители могут получить горячее питание и набрать питьевую воду. Но Елена и другие жители Владивостока недовольны помощью, которую оказывает МЧС и администрация города. В соцсетях пишут о больших очередях, которые отстаивают люди, и плохой организации пунктов.
Чтобы получить электричество, Елена заряжает генератор у знакомой в магазине. Воды в квартире до сих пор почти нет: «Сегодня впервые пошла тонкой струйкой холодная вода».
Есть проблема и с продуктами. «В магазинах все испорчено, потому что света нет. У нас дома тоже все продукты, которые были, пропали», — сказала Елена.
«Везде уже подключают свет, отопление, горячую воду. У нас ничего нет. И когда будет, неизвестно», — добавила женщина.
Премьер-министр Михаил Мишустин уже поручил создать рабочую группу для ликвидации последствий ледяного дождя. Но когда будут устранены последствия обрушившейся на Владивосток стихии, жители до сих пор не знают.