По всей видимости, скоро в России одной запрещенной политической организацией станет больше. Прокуратура Красноярского края подала в суд иск с требованием признать экстремистской и запретить деятельность националистического объединения Комитет «Нация и свобода» (КНС). Судебное заседание назначено на 28 июля.
«Национальное государство» как состав преступления
Среди формальных оснований для запрета КНС – преследование по 282 статье УК (разжигание национальной и социальной розни) нескольких сторонников организации и участие в деятельности КНС Игоря Стенина, осужденного по 280 статье (призывы к осуществлению экстремистской деятельности). При этом правозащитный центр «Мемориал» признал, что Стенин преследуется по политическим мотивам.
Как водится, среди поданных прокуратурой в суд документов – результаты «комплексного психолого-лингвистического исследования». Привлеченные силовиками эксперты заявляют, что в агитационных материалах КНС содержится «имплицитное противопоставление группы «русские» любым другим национальным (этническим) группам на территории РФ, выражение идеи этнического превосходства группы «русские» на территории РФ».
По мнению экспертов, свидетельством этому являются лозунги «За национальное государство», «Вместе за свободную и русскую Россию!»
Также эксперты пишут, что в пропаганде КНС в непрямой форме содержится установка на неполноценность лиц, принадлежащих к любым другим национальностям, нежели русские, в прямой форме — в призывах: «Русский, проснись!», «Русский, борись!», «Один за всех, все за одного!», «Вместе за свободную и русскую Россию!».
«Таким образом, материалы направлены на возбуждение ненависти, вражды по национальному признаку» – говорится в экспертном заключении.
Еще одним доказательством «экстремистского» характера КНС, по мнению экспертов, является противопоставление группы «националисты» и лица «Путин В.В», от которого создано производное «путинский» «в составе синтаксической конструкции с семантикой негативной оценки современного политического режима РФ».
Говорится и о том, что активисты КНС противопоставляют группу «националисты» и социально-профессиональную группу сотрудников правоохранительных органов. Доказательство – текст призыва КНС проводить «русские марши». В этом тексте активистов предупреждают, что подача уведомления на «русский марш» «вызовет общение с различными правоохранительными органами, которые будут оказывать на вас давление, угрожать проблемами на работе или учебе, фабрикацией уголовных дел».
Дополняют список экстремистских злодеяний КНС противопоставление группы «националисты» и «неопределенного по численности круга граждан, которому приписывается негативная характеристика «ватники»».
Завершение зачистки «националистической поляны»
КНС – небольшая националистическая организация, возникшая в 2014 году в драматический период раскола русского национализма из-за «украинского вопроса». Последствия этого раскола не преодолены до сих пор, и не факт, что будут преодолены в сколь-либо обозримом будущем. Члены нынешнего КНС были в числе тех националистов, которые выступили в поддержку украинской революции и против агрессивных действий Кремля в отношении Украины.
«Нация и свобода» малочисленна и малоизвестна. Во времена расцвета ультраправого движения и многотысячных «русских маршей» такую организацию как КНС можно было назвать «карликовой группировкой». Но сейчас все националистические организации в России – карликовые, причем вне зависимости от того, какую позицию они заняли «по Украине» в 2014 году. Карликовым стал весь русский политический национализм.
В маргинализации правого движения, разумеется, сыграл роль не только «украинский вопрос», но и целенаправленная политика государства, начавшего громить крупные политические организации националистов еще в начале 2010-х годов. Последовательно судами были признаны экстремистскими и запрещены «Славянский союз», «Движение против нелегальной иммиграции», этнополитическое объединение «Русские». Признанные, авторитетные лидеры националистов Александр Белов (Поткин) и Дмитрий Демушкин оказались за решеткой. «Русский марш» — ранее одно из главных событий уличной политики в Москве — превратился в акцию с парой сотен участников.
Надежды на перезапуск русского национализма как политического проекта были связаны с двумя наиболее активными организациями – право-националистическим Комитетом «Нация и Свобода» и лево-националистической, «народнической» «Ассоциацией народного сопротивления» (АНС). Обе структуры возникли после 2014 года и строили свою политику на жесткой оппозиционности Владимиру Путину. И обе организации в последнее время оказались мишенью силовиков, решивших завершить зачистку «националистической поляны».
У активистов «Ассоциации народного сопротивления» недавно прошли обыски, один из лидеров АНС Михаил Пулин вынужден был покинуть Россию и попросил политического убежища в Литве. Но о запрете «новых народников» речь пока не заходила. А вот по «Нации и свободе» сразу решили ударить максимально серьезно.
«Мы считаем попытку запрета КНС политическими репрессиями, и утверждаем, что нас пытаются запретить потому, что КНС – это единственная протестная организация правых националистов, действующая в Москве и ряде других городов. Путин всегда боялся оппозиции справа, и каждый год он призывает ФСБ усилить борьбу с националистами. Режим опасается усиления протестных настроений на фоне нового экономического кризиса, и поэтому атакует организации, которые считает наиболее опасными. Я надеюсь, что мы выстоим, и будем опорой нашего народа в борьбе за права и свободу» – говорит в беседе с «МБХ медиа» лидер организации Владимир Басманов.
По мнению Басманова, решение о запрете КНС хотят провести именно через красноярский суд, подальше от Москвы, «чтобы было меньше резонанса».
«В Красноярске несколько лет назад проживал сторонник КНС, который преследовался по 282 статье УК РФ, позже его преследование было прекращено в связи с декриминализацией этой статьи. Режим решил воспользоваться этим фактом, чтобы провести суд в Красноярске. Человек, о котором идет речь, не участвует в КНС более трех лет, и даже уже не проживает в Красноярске» – сообщает Басманов.
У КНС в настоящее время нет ни региональной ячейки, ни каких-либо представителей в Красноярском крае, поэтому активисты намерены ходатайствовать о переносе иска в Москву. Если ходатайство о переносе иска будет удовлетворено, члены КНС попытаются в суде отстоять право националистов на свободу политических союзов. В любом случае, они намерены оспаривать запрет своей организации, если такое решение будет вынесено судом.
«Учитывая, что дискурс КНС мало отличается от дискурса европейских правых партий, у нас неплохие шансы добиться отмены запрета через международные инстанции. Это займет длительное время. Соответственно, все это время часть КНС будет участвовать в защите организации, часть, находящаяся за рубежом, будет вести агитационно-просветительскую работу на площадках организации. При этом, чтобы не подставлять людей под уголовные суды, после решения апелляционного суда в РФ мы будем вынуждены объявить о прекращении деятельности в РФ (пока не получили положительное решение международных судов). Соратники КНС будут в личном порядке поддерживать другие близкие нам политические организации – от ПАРНАСа и Кампании «Нет» до «Движения националистов» и оргкомитета «Русский Марш», ну и, конечно, поддерживать те же народные протесты за отставку Путина и его клики» – обрисовывает планы своих товарищей глава КНС.
Интересно, что в случае запрета Комитета «Нация и свобода» судом, под запрет попадет и символика этой организации.Таким образом, фактически, в России будет запрещен как экстремистский герб города Старая Ладога, с которого срисована эмблема КНС.