Граждане России, застрявшие за границей из-за пандемии коронавируса, возвращаются домой, правда, получается это не у всех. А многие вернувшиеся теперь сидят в карантинных обсерваторах — в отелях или в здании бывшей больницы, кому как повезло. Если самолет приземляется не в вашем городе, то вам дорога именно в обсерватор. Тем, кто откажется, грозит штраф.
27 марта Россия полностью закрыла авиасообщение с другими странами, а 3 апреля отменила все самолеты по возврату соотечественников из-за рубежа. До этого самолеты с перебоями, но возвращались, хотя многие так и не дождались поездки домой и ждут ее до сих пор. Уже сейчас вице-премьер Татьяна Голикова пообещала, что россиян из-за рубежа снова будут вывозить после выходных.
Точное число людей за границей не известно, но речь идет о тысячах наших соотечественников. Некоторые самолеты отменили прямо перед вылетом.
Владимир Путин внес поправки во фразу «русские своих не бросают». Поправки были одобрены Думой, Правительством и мэром Москвы
— Андрей Коняев (@a_konyaev) April 3, 2020
Застрявшие в «аду за колючкой» и люкс-деревня
«На следующий день мы узнали, что мы — главные преступники города»: как травят тех, кто недавно вернулся из-за границы и самоизолировался
В большинстве российских городов еще не введены...
Но тем, кто вернулся, тоже нелегко. Если у людей нет прописки или места проживания в городе, куда прилетает самолет, то, скорее всего, они попадают в обсерваторы — отель или другое место проживания, которое предоставляет государство, чтобы следить за путешественниками, вернувшимися из стран с введенным карантином. При этом российские власти не учитывают, что многие уже отсидели двухнедельный карантин за рубежом. И неважно, были ли туристы в стране повышенного риска — в обсерваторы развозят без разбора. С жильем кому как повезет: кого-то селят в загородный дом в лесу, а кого-то — в здание бывшей больницы.
Часть тех, кто прилетел в Москву 3 апреля из Перу, поселили в Пушкино, санаторно-курортном поселке с коттеджными домами. «Все есть, условия очень достойные. У каждого своя комната. Огромная кухня и гостинная, Wi-Fi, стиральная машина, холодильник, кухня, телевизор. Кормят хорошо. Приносят в боксах каждому в индивидуальном бумажном пакете», — рассказала «МБХ медиа» туристка Ксения Котляр.
«Осталось понять, чем они смогут помочь, если мне понадобятся лекарства или иная помощь. Я, например, потерял в Перу большую часть своих вещей, все гигиенические принадлежности и сим-карту. Как они мне с этим помогут? Непонятно», — говорит Сергей Смирнов, который тоже застрял в Пушкино.
Попавшим в коттедж еще повезло. Часть пассажиров с перуанского рейса 3 апреля, как рассказал Сергей, отправили в санаторий «Отдых» в Рузском округе. «Ребята назвали это адом за колючкой. Честно говоря, вид и правда удручающий», — показывает фото путешественник.
Подробнее про санаторий-обсерватор «Отдых» нам рассказал Кирилл Якимович, вернувшийся из Перу. Специально к приезду туристов по периметру территории натянули колючую проволоку. Сам пансионат — это бывшее здание больницы. «В палате прохладно, еда как из больницы, но если голоден, то съешь. Есть призрачный Wi-Fi у двери, но проходить дистанционное обучение невозможно, а я учусь в магистратуре», — рассказывает Кирилл. Как, например, в таких условиях постирать грязную одежду, непонятно — тазик есть, но в холодной комнате ничего не высохнет.
Кирилл пообщался с врачами, которые наблюдают за туристами, — те постарались купить для мужчины все необходимое: «Тут нормальные люди и все понимают, в отличие от правительства, которые вместо карантина делает каникулы».
Другие жители базы «Отдых» объявили голодовку: четверым мужчинам не понравилось качество местной еды. Причем заказать доставку еды на базу нельзя, администрация обсерватора запрещает это делать.
То же самое происходит по всей России. Людям не разрешают снимать квартиры для карантина, и селят в обсерваторы. Во Владивостоке санатории уже переполнены, пишет в чате туристов, попавших в обсервации, Антон Плешивых. Он сообщает, что к новым рейсам на Дальнем Востоке власти подготовились основательно: перекрыли дороги и поставили оцепление. В Новосибирске пассажиры рейса из Тайланда сняли свои номера на видео.
Власти Иркутской области пообещали создать семьям с маленькими детьми комфортные условия. Однако семью туриста Константина не пустили на карантин даже в собственный дом. Они вернулись из Таиланда в Иркутск. Туристов отвезли в гостиницу старого советского типа. Соседям по самолету повезло больше, их поселили в четырехзвездочный отель. «Кормят нас здесь отлично 3 раза в день, воду приносят», — говорит «МБХ медиа» Константин.
У многих приехавших из-за рубежа не взяли материал для проверки на коронавирус. Ни у кого из тех, кто находится в обсерваторах Московской области, анализы не брали, хотя туристам сказали, что сделать это должны были еще в аэропорту.
Встреча на Родине
Большинство прибывших туристов жаловались на то, как их встретили на родине. Кирилл Якимович рассказывает, что было невозможно получить информацию о том, куда их точно везут, об условиях проживания там, о штрафах за отказ поехать в обсерватор.
Из самолета, который прибыл в Москву 3 апреля из Перу, сначала вывели жителей столицы. «Мы больше пяти часов ждали, когда все закончится, — рассказывает Ксения Котляр. — Приземлились в 11 дня, а заселились в 20 часов вечера. До последнего не знали, куда нас везут. Нас везли в автобусе с людьми с других рейсов, что крайне странно». По словам девушки, в аэропорту негде было купить еду, а в самолете их накормили только орешками и кофе.
«В аэропорту начинаешь чувствовать дискриминацию, — рассказывает Наталья, которая сейчас находится на базе “Отдых”. — Прибывшим из опасных стран, таких как Италия и Испания, можно проходить карантин дома. Люди, прибывшие из Перу и уже прошедшие двухнедельный карантин там, оказываются более опасными и обязаны пройти изоляцию в обсерваторе. Далее выясняется: люди из регионов — люди второго сорта. Москвичей высадили в первую очередь и отправили по домам, как будто они более безопасны для окружающих и своих родственников. Кто-то даже добирался на такси».
К тому же работники аэропорта, по словам Кирилла, подвергались опасности: «Водители автобусов, которые нас везли, опасаются за свою жизнь. Им выдают обычные маски, которые не сильно помогают. В больнице все в костюмах биозащиты ходят, а водителей не жалко? В аэропорту то же самое — половина в биокостюмах, некоторые только в маска. Когда мы шли из “рукава”, рабочие мыли стекла без масок».
Зато в обсерваторах туристов встретили готовые к вирусу сотрудники:
Самолеты, прибывшие из Перу и из Рио, были бесплатными — их стоимость покрыло консульство. А вот пассажирам многих рейсов иностранных авиакомпаний пришлось возвращаться домой, заплатив за билеты из своего кармана по коммерческим расценкам. Правда, не у всех нашлись деньги на поездку домой.
Большинство туристов, которые имеют жилье в городах прилета, развезли по домам на бесплатных автобусах. Но непонятно, что будет с теми, кто находится в обсерваторах сейчас, оплатят ли им дальнейший проезд до вокзалов и аэропортов. Люди опасаются, что через две недели сообщения с их городами может просто не быть.
Во Владивостоке из аэропорта удалось сбежать 12 прилетевшим из Бангкока туристам, но четверых поймала полиция и поселила в обсерватор. А прибывшие из Пхукета иркутяне захватили автобус, который вез их на карантин: они сначала не хотели садиться в автобус, потом — из него выходить. Во втором автобусе граждане заблокировались внутри и отказывались выходить. Сейчас всех привезли на территорию санатория.
Штрафы за отказ изолироваться «правильно»
В аэропорту туристам, по словам Кирилла Якимовича, врали о том, что сообщение внутри России закрыто. О возможности отказаться от обсервации россиянам тоже никто поначалу не говорил. В телеграм-чате «Карантин и обсервация для туристов» один из пользователей написал: «Почитайте, как сограждане относятся к тем, кто на самоизоляции, и кто-то в их подъезде пускает слух, что они больные. Может быть, две недели в обсерваторе — не самый худший вариант».
«Реальной эвакуации просто нет»: как россияне не могут вернуться домой из-за границы
Россия полностью закрыла авиасообщение с...
По словам Сергея Смирнова, в аэропорту рядом со стойкой, где оформляли бумаги на въезд в обсерваторы, стояли оперативники с готовыми протоколами для тех, кто не согласен жить в этих санаториях. «Все было поставлено на поток, никто ничего не пояснял. Больше всего поражает предприимчивость полиции. Оформляют протокол не по факту нарушения, а предварительно. Говорят прямо: “если не согласны, подойдите к полицейскому и вы свободны”», — рассказывает Сергей. Сотрудники Роспотребнадзора сначала не говорили о возможности поехать домой. «Они предлагали поехать, говорили об административной и уголовной ответственности. Людей пугали, а тесты не делали», — рассказал «МБХ медиа» турист Александр Йорк, который по прилету из Рио в Москву 3 апреля отказался от обсервации, посоветовавшись с юристами.
Сумма штрафа за нежелание поехать в санаторий всегда менялась. По словам Александра, сначала им выдали бумагу, где было написано о штрафе в 500 рублей. В разговоре с полицейскими выяснилось, что штраф составляет от 15 до 40 тысяч рублей. «У полицейских нет под рукой кодексов, и они не смогли показать статьи, которые мы можем нарушить. Сотрудники не были подготовлены к простейшим вопросам. Причем поправки об изменении размера штрафа были еще на рассмотрении, когда мы прилетели», — говорит Александр.
По словам адвоката Агоры Александра Альдаева штраф за отказ ехать в обсерватор должен составлять не более одной тысячи рублей по ст. 6.3 или 19.4 КоАП РФ. Александр Йорк подал ходатайство о переносе суда из Химок в Санкт-Петербург и надеется обжаловать штраф.