Телеканалу «Дождь» удалось взять интервью у белорусской оппозиционерки Марии Колесниковой, которая уже около года находится в минском СИЗО-1, накануне начала судебного процесса по так называемому «делу о захвате власти» – он начался 4 августа.
Колесниковой и ее соратнику, юристу Максиму Знаку предъявлены обвинения по трем статьям белорусского УК: призыв к действиям, угрожающим национальной безопасности; заговор с целью захвата власти; создание и руководство экстремистским формированием. Обоим грозит до 12 лет лишения свободы. Весь процесс будет закрытым — журналистам пока удалось получить только видео, на котором Колесникова, находясь в клетке, пританцовывает, улыбается и показывает свой фирменный знак «сердечко».
Ранее к 14 годам тюремного заключения приговорили незарегистрированного кандидата в президенты Белоруссии Виктора Бабарико, в штабе которого работала Мария. По мнению Колесниковой, «чем слабее власть, тем суровее приговор».
«Власть панически боится открытого процесса, где все увидят, что на самом деле главной опасностью и угрозой для белорусов, Беларуси и национальной безопасности сама власть и является», — заявила в «Дождю» оппозиционерка.
Она также рассказала, что белорусские силовики предлагали ей сотрудничество. В частности, Колесникову, по ее словам, хотели снять на видео «а-ля Роман [Протасевич]» — чтобы она раскаялась на камеру. При этом сама оппозиционерка не против дать интервью белорусскому государственному телеканалу ОНТ, но только при условии, что расскажет «шокирующую правду о похищении, следствии и беспределе в тюрьме».
На вопрос о том, как сейчас может измениться ситуация в Белоруссии и что для этого стоит сделать, Колесникова напомнила о важности переговоров с людьми.
«Начать диалог с народом — это единственное, что очевидно устроило бы всех и отвело страну от края пропасти, к которой так неумолимо ведет власть», — убеждена она.
По ее мнению, «неспособность [власти] просчитывать последствия своих действий хоть на шаг-два вперед на фоне полного отсутствия доверия народа и обратной связи неминуемо ведет к ее краху».
Оппозиционерка считает, что «Лукашенко проще на коленях ползти за «поддержкой» [России], чем прекратить противостояние в Беларуси». Она подчеркнула, что никто не верит, будто руководство России доверяет Лукашенко или «хоть на йоту верит его обещаниям».
Спустя год после предвыборной кампании, самих выборов, протестов и собственного заключения Мария Колесникова ни о чем не жалеет. Вспоминая прошлое лето, она говорит: «Разочарований нет, а вот восхищений — океан! Восхищение невероятными белорусами и непреодолимым стремлением к свободе, готовностью за нее бороться».
Также в интервью «Дождю» Колесникова вспомнила тот день, когда белорусские силовики попытались насильно вывезти ее за пределы страны, но она порвала паспорт на границе. По мнению оппозиционерки, «все слухи о могущественности КГБ сильно преувеличены, и одного движения руки достаточно, чтобы все их трусливые планы рассыпались вдребезги». «Зло непременно переигрывает само себя», — заключила она.