in

«Государство – это они и есть». За халатность при поимке «петрозаводского маньяка» полицейским грозит колония-поселение

Гособвинитель Александр Вешняков. Фото: Александр Гнетнев / «МБХ медиа»

В Карелии 19 марта гособвинитель потребовал приговорить к реальным срокам трех сотрудников МВД, которых обвиняют в халатности, допущенной при поимке опасного преступника, зарезавшего девушек в Петрозаводске.

Представитель государственного обвинения Александр Вешняков попросил Петрозаводский городской суд назначить пять лет лишения свободы в колонии-поселении трем сотрудникам МВД. По версии следствия, летом 2018 года они не приняли должных мер для задержания Антона Ипатова, который убил двух девушек на улицах Петрозаводска.

Обвиняемыми по делу проходят заместитель начальника следственного управления Иван Воронов, старший участковый отдела полиции № 2 Ринат Гратий и старший следователь Екатерина Хорина. Их обвиняют в халатности, повлекшей по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью и гибель двух лиц.

Жестокие убийства были совершены преступником с коротким перерывом в сутки: 19 и 20 сентября 2018 года. Однако задолго до этого Ипатов, которого прозвали в прессе «петрозаводским маньяком», мог быть задержан, считает гособвинение. В июне 2018 года он жестоко избил своего собутыльника, но дело утонуло в бумажной полицейской волоките. 

Пока система МВД неспешно искала Ипатова, преступник совершил три нападения на девушек, два из которых закончились трагически. В сентябре он придушил свою несовершеннолетнюю знакомую и нанес ей ножевые ранения в грудь и шею, однако девушка выжила. Затем «маньяк» убил двух незнакомых ему девушек – одну рядом с общежитием местного медколледжа, вторую – на берегу речки в самом центре Петрозаводска. Только после этого Ипатов был задержан.

Антона Ипатова приговорили к пожизненному лишению свободы. Это был первый за десять лет пожизненный приговор в Карелии.

«Виноват в халатности каждый»

В Петрозаводском суде гособвинитель Александр Вешняков изначально заявил, что отбывать наказание полицейским следует в колонии общего режима. 

Судья Александр Смирнов поправил сотрудника прокуратуры, уточнив, что халатность является неумышленным преступлением средней тяжести, что исключает помещение осужденных в колонию общего режима. Обвинитель согласился с замечанием и сделал поправку: в случае обвинительного приговора полицейские должны отправиться в колонию-поселение.

Потерпевший Александр Трифонов, отец девушки, ставшей второй жертвой «петрозаводского маньяка», потребовал назначить обвиняемым в халатности полицейским «наиболее строгое наказание». 

Александр Трифонов. Фото: Александр Гнетнев / «МБХ медиа»

Он считает, что сотрудники МВД не смогли оперативно изолировать от общества Антона Ипатова после того, как тот жестоко избил собутыльника. Преступник зарезал дочь Александра Трифонова днем в центре города, в нескольких сотнях метров от главного здания Министерства внутренних дел. 

«В результате именно их халатного отношения … в отношении Ипатова уголовное дело появилось несвоевременно. Сам Ипатов оставался на свободе. При этом следовало, что Ипатов ранее судим, не работал, употреблял спиртное – поскольку преступления им были совершены в пьяном виде. Все это дало возможность того, что Ипатов не был своевременно привлечен к уголовной ответственности и, чувствуя свою безнаказанность, убил не только мою дочь, но и убил … вот Ирины (мать первой погибшей девушки.  — «МБХ медиа») здесь нету…», — произнес в суде отец погибшей девушки.

Александр Трифонов считает, что вина подсудимых доказана полностью, раскаяния с их стороны он не обнаружил и фигуранты дела, по его оценке, выгораживают себя. 

«Полагаю, что виноват в халатности каждый из них в той или иной степени. Но в наступивших трагических последствиях они виноваты все вместе, — сказал Трифонов.  — Они – сотрудники, офицеры полиции. Должны защищать и помогать гражданам… Делать свою работу так, чтобы преступник был установлен и наказан. В этом случае этого почему-то сделано не было».

«Государство гарантирует: защищать жизнь человека. А что такое  государство? А государство – это они и есть … Им государство доверило от имени государства защищать людей. Им государство предоставило все возможные права. Таких прав вот ни у кого из нас здесь сидящих нету. Они имеют право в любой дом войти, любую дверь взломать и ничего им не будет. Но они этим не воспользовались», — заявил Александр Трифонов.

«Дикий зверь в человеческом обличии»

Адвокат Виталий Черкасов, представляющий интересы матери первой жертвы Ипатова, также указал на связь между жестокими убийствами девушек и возможным бездействием правоохранительных органов.

«Моя доверительница Ирина Викторовна Трынова продолжает оплакивать свою дочь Людмилу, которая полтора года назад мучительно погибла в центре Петрозаводска от рук дикого зверя в человеческом обличии. Потерпевшая в процессе участия в судебном разбирательстве по настоящему уголовному делу осознала основную причину, которая 19 сентября 2018 года привела к трагической гибели ее дочери. Оказывается, что серию преступлений, совершенных в городе Петрозаводске в период с 10 июня по 20 сентября 2018 года, просто вовремя не пресекли. Виной этому длительное и противоправное бездействие широкого круга сотрудников правоохранительных органов республики Карелия, призванных по долгу службы эффективно и оперативно защищать жизнь и здоровье граждан от любых преступных посягательств. Материалами дела установлено, что в поле зрения сотрудников полиции потенциальный убийца Ипатов попал сразу же после совершения первого преступления, когда он жестоко избил, но не лишил жизни свою первую жертву», — сказал в суде адвокат Черкасов. С тех пор, считает потерпевшая, сотрудники органов могли взять будущего убийцу, но не сделали этого. 

По словам адвоката, преступник Ипатов долго не прятался и даже пришел по вызову в полицию, где устно пояснил обстоятельства избиения собутыльника, после чего задержан не был. Черкасов напомнил, что сам «петрозаводский маньяк» рассказал суду, что стал скрываться только в сентябре.

Виталий Черкасов. Фото: Александр Гнетнев / «МБХ медиа»

«Возникает вопрос: почему сотрудники правоохранительных органов несколько месяцев бездействовали, позволяя опасному преступнику разгуливать по столице Карелии с ножом в руках и с намерением совершать серию тяжких преступлений? Потерпевшая обращает внимание суда, что после случившейся трагедии она впервые столкнулась с работой органов внутренних дел и была поражена, как неэффективно, нерасторопно и малыми силами правоохранители реагируют на преступления против личности и здоровья», — отметил Черкасов.

В зачитанном адвокатом заявлении говорилось также о том, что полиция в период розыска «петрозаводского маньяка» испытывала кадровый голод, вызванный, в частности, чемпионатом мира по футболу, куда полицейские были отправлены на охрану порядка.

«Потерпевшая Трынова просит суд вынести справедливый обвинительный приговор в отношении всех трех подсудимых. Кроме того, потерпевшая просит суд вынести частное постановление в адрес министра внутренних дел республики Карелия с предложением обратить внимание на выявленные при рассмотрении данного уголовного дела существенные недостатки организации деятельности подразделений ОМВД Российской федерации по городу Петрозаводску, в том числе – на отсутствие кадрового резерва и недокомплект личного состава, отсутствие контроля за сроками и качеством проведения проверочных действий по сообщениям о преступлениях, вследствие чего подчиненные сотрудники неоперативно и неэффективно реагируют на преступные посягательства на жизнь и здоровье жителей республики Карелия», — сказал защитник.

Адвокат Виталий Черкасов отметил, что сам 20 лет назад трудился в подразделениях органов внутренних дел. По оценке защитника, с той поры руководство МВД по-прежнему не желает создавать достойные условия труда для своих сотрудников. 

«Участвуя в данном судебном заседании я, к своему ужасу, осознал, что, несмотря на большой период времени, обстановка в подразделениях, когда руководство этих подразделений не обеспечивает надлежащие условия работы для подчиненных сотрудников — она осталась на том же уровне, который был в 90-х годах, когда я работал. А я считаю, что прежде чем спрашивать с подчиненных сотрудников, руководство должно обеспечить необходимые приемлемые условия работы», — сказал Черкасов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.