in

5 неочевидных книг, чтобы лучше понимать российскую политику в 2020 году 

Фото: Ake / rawpixel

Чтобы разбираться в российской политике, не обязательно читать анонимные телеграм-каналы. Куда полезнее прочитать книги, которые на первый взгляд далеки от мира, где главные герои — чекисты-бизнесмены и активисты-бессребреники, но на самом деле говорят о нашей реальности гораздо больше, чем можно подумать на первый взгляд. Сергей Простаков выбрал пять книг, некоторые из них — абсолютная классика, другие — актуальные бестселлеры, но помогут подготовиться вам к новому политическому году. 

 

Уильям Гибсон. Трилогия «Киберпространство» 

Канадец Уильям Гибсон любит пересказывать байку, что написал «Нейроманта», первый роман из трилогии, не зная ничего о компьютерах. Он случайно услышал в начале 1980-х годов разговор двух девушек, одна из которых работала в секретном компьютерном отделе ЦРУ, из нескольких фраз сделал далеко идущие выводы о судьбе человеческой цивилизации в эпоху компьютеров. Гибсон создал самую правдоподобную картину будущего. Она называется киберпанк. 

Действие «Нейроманта», «Графа Ноль» и «Моны Лизы Овердрайв» происходит в 20-30-х годах XXI века. В мире прошла Третья мировая война, которая главным образом велась в киберпространстве — мировой сети виртуальной реальности. В киберпространстве в это время проходит все самое важное для судеб человечества. Именно там ведут между собой войну могущественные корпорации, поделившие реальный мир. Киберпространство — это еще и место, где любой удачливый хакер может срубить большой куш. Кстати, в книгах их называют «ковбоями». Мир за пределами киберпространства пребывает в экологической катастрофе. Вокруг радиация, кислотных дожди проливаются на улицы огромных мегаполисов, растянутых на сотни квадратных километров. В этих «муравейниках» процветает несправедливость, социальное расслоение, пластическая хирургия, войны субкультур и тотальный контроль. 

Киберпанковая картина мира Гибсона максимально приближена к нашей реальности. Обойдемся без пустых обобщений, а приведем конкретные примеры. Так в ушедшем 2019-м году на YouTube вышли два репортажа об опасностях, которые кроются в московском «муравейнике»: о радиации в «Московском Чернобыле» и о коррупционном доступе в систему всеобщего слежения — «Большой брат оптом и в розницу». Оба сюжета как будто попали к нам из вымышленной вселенной «Киберпространства». Вполне вероятно, что при все более глубоком влиянии «пакета Яровой», «суверенного интернета» и всеобщей видео-слежки на нашу жизнь, политическая борьба в 2020 году в интернете и за интернет будет не менее важной, чем выход на площадь в назначенный час. 

Гибсона читать нужно еще и для того, чтобы начать привыкать к миру, где использование VPN все больше походит на акт индивидуального сопротивления. 

Уильям Гибсон «Нейромант. Трилогия «Киберпространство»» — СПб.: Азбука, 2019 

 

Александр Эткинд «Природа зла. Сырье и государство» 

Историк и культуролог Александр Эткинд в каждой своей книге умеет создать исследовательскую оптику, способную выявить в окружающей реальности новые образы, смыслы и идеи. В «Хлысте» он рассказал о русской революции через рефлексию православных сект в литературе «Серебряного века», в «Кривом горе» описал культурный процесс второй половины XX века как царство призраков — везде присутствуют жертвы большевистского террора, о котором нельзя было говорить прямо. Самая свежая его книга «Природа зла» еще смелее. В ней он описывает фундаментальные основы ресурсной истории всего человечества, в которой зерно и древесина, уголь и бамбук создают и уничтожают государства. 

Конопля, из которой делали пеньку, один из главных экспортных ресурсов России на протяжении столетий, не меньше повлияла на опричнину Ивана Грозного, чем особенности его характера. Соединенные Штаты Америки не появились бы без атлантической трески. Буржуазная цивилизация Запада была создана сахаром. Если бы не эти белые кристаллы, то уголь, возможно, даже не понадобился бы — не случилось бы промышленной революции. 

В «Природе зла» уделяется очень много внимания России. При детальном рассмотрении наша ресурсная история оказывается не лучше и не хуже, чем у остальных. Русские соболь и пенька, лес и нефть были частью процессов гораздо более масштабных, чем простое формирование ресурсной зависимости сменяющихся политических режимов в Петербурге и в Москве. 

Для человека из 2020 года книга интересна не только главами про нефть. Центральная идея — природа, ее ресурсы формируют политику гораздо сильнее политической воли. Многочисленные примеры из прошлого служат для создания фона, на котором мерещатся картины настоящего XXI века, где идущее вовсю изменение климата уже готовит новые войны и диктатуры, эпидемии и произведения искусства. Окей, если вы все еще смеетесь над Гретой Тунберг, то посмейтесь и над своими предками, которые были столетиями крепостными в том числе и потому, что зерно имеет свойство созревать в огромных количествах одномоментно. 

В сухом остатке после книги остается вопрос: можно ли с имеющимися у нас природными ресурсами строить демократию и гражданское общество? Вопрос радикален, ответ может быть неприятным, но это не повод его ставить. 

Александр Эткинд «Природа зла. Сырье и государство» — М.: Новое литературное обозрение, 2020

 

Борис Акунин «Статский советник»

 

*** Внимание! Спойлеры! ***

Известный в узких кругах переводчик с японского Григорий Чхартишвили в середине 1990-х писал книги о сыщике Эрасте Петровиче Фандорине в стол, пока наконец-то не обратился к своему другу Игорю Захарову, с просьбой издать их. На свет появился писатель Б. Акунин, который чуть позже стал Борисом. 

Книги стали выходить одна за другой в 1998 году. Первые три прошли практически незамеченными, но выстрелил четвертый — «Смерть Ахиллеса». В ней Фандорин расследовал обстоятельства смерти прославленного генерала. По ходу действия выясняется, что генерал готовил государственный переворот, и его заказали наемному убийце властвующие Романовы. Почему именно эта книга принесла популярность Акунину? Потому что важна дата выхода — осень 1998 года, сразу после загадочного убийства генерала Льва Рохлина. Здесь впервые по-настоящему проявилось свойство романов о Фандорине — они гораздо больше говорят о современности, чем о XIX веке. Читать их нужно все, но мы выделим один. 

Это, конечно же, «Статский советник» — политический детектив о социалистах-террористах, убивающих чиновников и совершающих эксы. За детективной канвой встает образ провокации — основополагающей формы общения между государством и гражданского обществом в России со второй половины XIX века. Акунин в увлекательнейшей форме рассказывает читателю, что движет силовиками, которые сами же создают «террористические группы» — тщеславие, желание быть значимым, желание иметь власть. Если совсем упрощать, то речь идет о «звездочках на погонах». А вот политическая оппозиция нуждается в мучениках и демонстрации собственной правоты на фоне несоразмерного использования насилия государством. Все хороши. 

В начале 2000-х годов «Статский советник» еще не обладал той притягательной актуальностью, которую он приобрел через двадцать лет. Мы живем с вами в эпоху дела «Сети», дела «Нового величия», «Московского дела». Самоубийство архангельского подростка в приемной ФСБ повлекло за собой серию уголовных дел. Оппозиционные лидеры зовут на уличные акции, а силовики в этот момент уже готовятся стряпать уголовные дела о массовых беспорядках из-за пластикового стаканчика.  

«Статский советник» — лучший комментарий ко всему происходящему. В нем скрупулезно разобраны этапы провокации от поиска наивных пассионариев до момента, когда провокация выходит из-под контроля. К сожалению, есть подозрение, что в 2020 году «Советник» только приобретет в своей актуальности. Грустный смайл. 

Борис Акунин «Статский советник» — М.: Захаров, 2019 

 

Джулиан Шизер «Помогает ли нам медицина?»

Британский исследователь медицинской этики Шизер написал левую критику современной медицины. В этой небольшой по объему книге охвачено очень много проблемных пластов современной медицины — от искусственного взращивания ипохондрии до наркотизации населения, от неубывающей смертности в отдельных регионах до элитной медицины, стоящей на пороге больших открытий в сфере продления жизни.

Так Шизер критикует высокие медицинские технологии, которые в большинстве своем — часть обслуживания самых состоятельных слоев населения, а не способ решения проблем миллионов. Стоит ли тратить миллиарды долларов на изобретение лекарства от рака, или лучше вложить эти деньги в профилактику и в доступность уже существующего лечения здесь и сейчас? Из подобных этико-социальных проблем состоит вся эта небольшая книжка. 

В этом эссе отсутствует описание специфического российского опыта. Но чтение Шизера — это повод взглянуть на нашу «оптимизацию медицины» как способ изъятия средств у беднейших в пользу богатейших. Действительно, обычно в медиа сокращение бюджетной медицины в России объясняется неподъемностью ее для российской экономики, невозможностью оказывать приемлемый уровень услуг. Но почему-то в результате доступ к лечению уменьшается у самой бедной и массовой части налогоплательщиков, а не у тех, кто и до «оптимизации» мог позволить себе качественное элитное лечение. Так где наши деньги? 

Джулиан Шизер «Помогает ли нам медицина»? — М.: Ad Marginem, 2019 

 

Симона де Бовуар «Второй пол»

Борьба за свободный интернет, изменение климата и обострение борьбы за ресурсы, политическая провокация, социальное расслоение и медицина — об этом мы писали выше. В конце нашего небольшого списка пора поговорить и о другом важнейшем тренде современности, который не минует вас — не надейтесь. Речь идет о феминизме. 

Ленин замечал, что Россия отстает от Запада на полвека. К словам основателя советского государства нужно относиться с определенной долей скепсиса, но стоит признать, что у нас есть такие сферы общественной жизни, где лучше начинать с азов. Поэтому, если вы все-таки решили узнать, кто такие феминистки и за что они борются, то лучше читать не твиттер, а основополагающие книги. И такой в феминистской теории безусловно является огромный трактат француженки Симоны де Бовуар «Второй пол». 

Впервые он был опубликован в 1949 году и успел оказать масштабное влияние на западную философскую и общественную мысль. Фактически книга лежала у истоков второй волны феминизма, пиком которой стала «сексуальная революция» конца 1960-х годов. Но российскому читателю, к которому в полном объеме эта книга пришла спустя 70 лет после первого издания, она будет важна не как классика, а как актуальное свидетельство. И дело не только в феминизме. 

Де Бовуар была представительницей экзистенциальной философии, в центре которой находилась человеческая свобода, одиночество и воля. Как вы могли заметить, в России со всеми этими явлениями до сих пор наблюдаются некоторые проблемы как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Даже если мы отрешимся от феминистских идей Де Бовуар (впрочем, это невозможно), то перед нами важное напоминание, что вся человеческая история — это борьба свободы и несвободы, а выбор стороны в этом сражении делается каждый день. 

Желаем вам, чтобы в новом году ваша интуиция в этом выборе вас не подвела. А пока читайте книги. Как говорил Иосиф Бродский, «для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего».

Симона де Бовуар «Второй пол» — СПБ.: Азбука, 2018

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.