in

Борьба за отходы: как «Ростех» хочет сжечь (почти) весь мусор в России

Свалка мусора в Тарусе. Фото: Юрий Белят / «МБХ медиа»
Свалка мусора в Тарусе. Фото: Юрий Белят / «МБХ медиа»

Дочерняя фирма госкомпании «Ростех» «РТ-Инвест» активно продвигает идею строительства в России еще 25 мусоросжигательных заводов. Компания утверждает, что с их помощью можно будет решить «мусорную проблему». При этом эксперты и даже некоторые члены правительства указывают на целый ряд недостатков проекта. О том, какими способами предлагают избавляться от отходов — в материале «МБХ медиа». 

30 заводов Чемезова 

Одной из новостей первого дня Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) стало подписание хартии о внедрении новой системы управления твердыми коммунальными отходами. Документ ставит целью закрытие мусорных полигонов (в переводе на повседневный русский — гигантских свалок) в городах-миллионниках и на курортах к 2035 году. Соглашение заключили госкомпания «Российский экологический оператор» (РЭО), общественная организация «Деловая Россия» и компания «РТ-Инвест».

Стороны подчеркивают серьезность проблемы, указывая, что в России в год образуется около 65 миллионов тонн бытового мусора, и этот показатель растет. На переработку отправляют около 7% отходов, а весь остальной мусор скапливается на мусорных полигонах. «РТ-Инвест» предлагает альтернативу: еще в феврале 2020 года глава компании Андрей Шипелов заявил, что в России необходимо построить 30 мусоросжигательных заводов. По расчетам «дочки» «Ростеха», предприятия будут перерабатывать около 15-20% от общего объема отходов в электроэнергию. Еще 40% мусора будет сортироваться и перерабатываться во вторсырье. Таким образом, доля отходов, которую придется отправлять на мусорные полигоны, снизится до 40%. Сейчас «РТ-Инвест» уже строит в Подмосковье и Казани пять мусоросжигательных заводов. Работы планируется закончить до конца 2023 года. Вопрос с остальными предприятиями пока не решен.

Представители компании утверждают, что их подход более экологичен, чем захоронение на свалках, как это делалось до недавних пор. Своей миссией они называют «достижение нулевого захоронения». Как раз перед ПМЭФ «РТ-Инвест» еще несколько раз напомнила о себе. Сначала Андрей Шипелов заявил, что за работу мусоросжигательных заводов должны косвенно заплатить иностранные потребители, а затем компания обрушилась с критикой на экспертов экологического сообщества, которые усомнились в необходимости строительства предприятий. На самом петербургском форуме концепцию «РТ-Инвеста» активно лоббирует лично глава «Ростеха» Сергей Чемезов. По его словам, компании необходима будет господдержка в размере 400 миллиардов рублей на постройку еще 25 заводов. Чемезов подчеркнул, что в перспективе инвестиции обязательно окупятся в том числе за счет отказа от создания новых мусорных полигонов.  

Андрей Шипелов
Андрей Шипелов. Фото: rt-invest
«Ложный путь» 

Экологи действительно выступают против способа утилизации мусора, который так активно продвигает «РТ-Инвест». «После сжигания сравнительно безопасных отходов всегда остается токсичный шлак и зола (около 30% от массы сжигаемых отходов), у которых более высокий класс опасности и их тоже нужно захоранивать на специализированных полигонах. Переработка отходов сжигания так и не разработана», — рассказала «МБХ медиа» эксперт проекта «Ноль отходов» Greenpeace России Антонина Евтешина.

Претензии есть и к четырем конкретным заводам, которые сейчас строятся в Подмосковье. Наибольшие опасения вызывает неэффективная система очистки, из-за которой в атмосферу попадут вредные для человека и окружающей среды вторичные диоксины и другие вещества. Об этом «МБХ медиа» рассказывал директор Института экономики природопользования и экологической политики ВШЭ Борис Моргунов. Диоксины высокотоксичны и могут вызывать поражения иммунной системы, гормональные нарушения, бесплодие и раковые заболевания. 

В правительстве также не спешат поддерживать строительство десятков мусоросжигательных заводов. К примеру, вице-премьер Виктория Абрамченко в феврале она раскритиковала проект, назвав заводы «платиновыми» из-за высокой стоимости их обслуживания. Сама Абрамченко выступает за внедрение иерархии обращения с отходами, которая уже была принята во многих странах мира. «В иерархии говорится: давайте прежде всего будем сокращать образование отходов, будем предметы повторно использовать — это вторая ступень. Дальше — переработка, только потом — сжигание с выработкой электроэнергии, и захоронение на последнем месте. Смысл не в том, чтобы больше сжигать, а в том, чтобы больше перерабатывать», — рассказал «МБХ медиа» один из авторов телеграм-канала Trash Economy, который посвящен «мусорной проблеме».   

Александр Новак и Виктория Абрамченко на совещании по энергетической утилизации
Александр Новак и Виктория Абрамченко на совещании по энергетической утилизации. Фото: abramchenko_v / Instagram

В Greenpeace России также называют самым правильным способом уменьшение объема отходов, отправляемого на свалки. Конкретный план состоит из трех пунктов:

1) сокращение захоронения пищевых отходов благодаря борьбе с потерями продовольствия и раздельному сбору пищевых отходов (сейчас они составляют от 20% до 50% всех смешанных бытовых отходов по массе);
2) максимальное сокращение образования неперерабатываемых и трудноизвлекаемых отходов; 
3) улучшение качества раздельного сбора и сортировки вторсырья. 

«Сократить неперерабатываемые отходы можно разными способами: ограничение одноразовых товаров и упаковки, которые не могут быть извлечены и переработаны; стандартизация состава и внешнего вида одноразовой упаковки; государственная поддержка систем многоразовой оборотной и залоговой тары; популяризация ремонта и повторного использования бытовых товаров и другие. В том числе, реализация мероприятий РОП (расширенной ответственности производителя, в соответствии с которой производители товаров должны отвечать за утилизацию выпущенной ими продукции и ее упаковки. — “МБХ медиа”) будет этому способствовать», — объяснила Антонина Евтешина. Сжигание отходов она назвала «ложным путем». 

Между тем, экономическая модель мусоросжигательных заводов также вызывает недоумение экспертов. После ввода в эксплуатацию дорогостоящие предприятия должны будут себя окупить. «Мусоросжигательные заводы зарабатывают прежде всего на том, что им платят отходообразователи за утилизацию. Приезжает машина и за определенную массу платит деньги. Это один из основных источников доходов», — подчеркивает автор Trash Economy. Кроме того, «РТ-Инвест» собирается продавать электроэнергию, полученную при сжигании отходов. Первые пять заводов будут зарабатывать на договоре о предоставлении мощностей, по которому они станут продавать электричество по фиксированной цене выше рынка в течение 15 лет. Остальные 25 будут продавать энергию на РСВ (рынок на сутки вперед). Это может привести к росту цен. Компания также претендует на часть уже упомянутой РОП (по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, с 2022 года экосбор с производителей составит около 100 миллиардов рублей).

Удастся ли «РТ-Инвесту» все-таки продавить проект строительства заводов, пока неизвестно: хотя вице-премьер Абрамченко выступает против, у идеи есть и другие сторонники, помимо Чемезова. На стороне «Ростеха» выступил бывший глава администрации президента Сергей Иванов — сейчас он занимает должность спецпредставителя главы государства по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. «Мусор никогда не кончится. Это так же, как лес, ветер и солнце. Надеюсь, ветер не закончится, а солнце не погаснет. Поэтому и надо строить мусоросжигающие заводы, чтобы мусора стало меньше, а солнца больше», — заявил Иванов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.