В Москве началось строительство основных участков Юго-Восточной хорды — дороги, которая соединит Шоссе Энтузиастов и магистрали на юге города. Она должна пройти по бывшему радиационному могильнику завода полиметаллов — уже год против этого борются активисты. 17 июля они провели очередной сход, посвященный проблеме.
Работу строителей видно еще на ближайшей к могильнику железнодорожной станции «Москворечье». На склоне между станцией и заводским забором рабочие уже пилят деревья и выкорчевывают пни, а бульдозеры накатывают дорогу для строительной техники.
При этом понять, что за работы ведутся, невозможно: на заборе, который перегораживает один из выходов со станции, нет никаких информационных щитов и подсказок, и только надпись «Москва — не Припять» на бетонном блоке намекает на работы с радиоактивными отходами.
В 200 метрах от забора — проходная завода полиметаллов. Там и собрались порядка пятидесяти местных активистов, которые пришли на встречу с депутатом Мосгордумы Павлом Тарасовым. Вместе с Тарасовым рассказать про борьбу с хордой пришел и физик-ядерщик Андрей Ожаровский — в районе могильника он бывает почти ежедневно.
Тарасов и Ожаровский рассказывали о борьбе бюрократической — они пытаются добиться правды от ФГУП «Радон» и просят пустить их к могильнику. Так, Ожаровский рассказывал про саркастические отписки, которые ему присылают как члену рабочей группы по изъятию радиоактивных отходов с участка.
— Нас до сих пор не пускают на территорию могильника! Пивоварова пустили для его фильма, а нас — нет, — говорил Ожаровский.
Далее он передал слово активистке Оксане, которую за два дня до встречи задержали на открытии станции «Курьяново» с двухлетней дочерью. «Этого человека боится сам Собянин», — представил физик активистку. Оксана рассказала, что полиция на акции задержала всех, а при задержании ребенка силовики сказали, что в отделе ему покажут мультики. Отпустили их без протоколов — инспектор по делам несовершеннолетних сказала, что претензий к ним не имеет, но объяснения взяла.
Тем временем активисты раздавали результаты анализов почвы и воды со склонов. Они показали, что в почве в тысячи раз увеличено количество меди и в сотни — свинца.
После выступлений муниципальных депутатов активисты решили пройти к территории склона. Они потребовали пропустить их на склон, но охрана их не пустила. Так прошел еще час. В дело вмешалась полиция, которая до этого скучала — в дело вмешался капитан полиции, который принял заявление активистов. На этом встреча и закончилась.
О радиоактивном могильнике в Москворечье-Сабурове известно еще с 1960-х годов, когда завод мог работать с торием и ураном. О проблеме заговорили только в 2019 году — после планов провести через могильник Юго-Восточную хорду. Радиационное загрязнение подтвердило и предприятие «Радон» — впоследствии они занялись очисткой зоны. Местные жители выступали против строительства дороги, в итоге несколько активистов стали фигурантами дела о порче датчика «Радона», измеряющего радиоактивное загрязнение — якобы он показал завышенные результаты из-за поломки. Радиацию в районе строительства признала мэрия, и в январе 2020 пообещала выполнить «полномасштабную программу рекультивации склона и вывоза зараженного грунта за пределы Москвы».