Центр защиты прав СМИ планирует запустить мобильное приложение «Правовой справочник пользователя интернета», где любой желающий бесплатно сможет получить рекомендации о том, как не нарушить законы в сети, как защитить свои права и не нарушать чужие. Мы поговорили с руководителем инфослужбы Центра защиты прав СМИ о том, какие вопросы о нарушениях закона в интернете волнуют людей больше всего.
— Как появилась идея проекта?
— Мы несколько лет назад делали похожее приложение для журналистов — справочник, который можно скачать на любой телефон. Там работники СМИ могут пользоваться законодательной базой в удобном варианте. При его создании мы ориентировались на часто задаваемые вопросы от журналистов. Центр защиты прав СМИ в первую очередь помогает журналистам, и сейчас большая часть наших подзащитных — это журналисты и редакции СМИ.
В последнее время мы помогаем в том числе и блогерам. Законы, которые за последние 10 лет приняла Госдума, регулируют действия в интернете не только журналистов, но и обычных пользователей. Блогеры постепенно стали обращаться к нам за консультациями, правовой поддержкой и помощью в судебных процессах. Мы пришли к мысли о том, что нужно создавать такой правовой справочник интернет-пользователя, который будет рассчитан на всех, кто что-то публикует в интернете.
— А были конкретные случаи у вас, которые подтолкнули вас к созданию справочника?
— Таких дел огромное количество. Мы сейчас знаем дело Владислава Синицы или Юлии Цветковой. Часто это бывают люди, чьи публикации стали известны в связи с «московским делом» (например, оскорбления судьи Криворучко со стороны Вересова и Ерзунова. — «МБХ медиа»).
На самом деле, в регионах огромное количество людей, которые попадают под административную, а то и под уголовную ответственность за поведение в интернете. В большинстве случаев это молодежь, иногда даже школьники старших классов, которые просто что-то опубликовали во вконтакте. Они не знают современного российского законодательства, не понимают, что оно разрешает публиковать, а что запрещает.
Из ярких примеров — новосибирский блогер Денис Безызвестных, которого за посты в интернете преследовали полицейские и руководитель одного из подразделений МВД. Сейчас есть «постоянный клиент», блогер Александр Чернов из Брянска. У него за последний год было три судебных процесса, наши юристы его защищали. Он не журналист, просто неравнодушный человек, у которого есть своя общественная позиция и который пытается доносить до людей социально-значимую информацию. Его пример показывает, что такое приложение необходимо.
— Как будет выглядеть новое приложение?
— Над приложением работает почти весь центр. Информационная служба занимается оформлением текстов, которые подготовили юристы. Нам нужно привлечь к этой работе сторонних дизайнера и программиста, чтобы создать мобильное приложение. На что мы и собираем деньги на платформе.
Мы хотим сделать акцент на удобство для простого пользователя. Вся юридическая информация есть в открытом доступе, но чтобы ею пользоваться, человек должен быть юристом — чтобы правильно интерпретировать законы, знать судебную практику. Мы хотим в первую очередь сделать такую систему поиска, которая будет доступна и понятна любому юридически неподкованному человеку, чтобы он мог быстро найти нужную информацию.
Более того, мы хотим сделать приложение современным, мультимедийным. Чтобы там был не просто текст, но и тесты, картинки. В планах создать небольшую игру, но это если мы сможем собрать значительную сумму. Понятно, что на создание игры нужны отдельные специалисты. Это наша маленькая мечта.
— С какими вопросами пользователь сможет обратиться к приложению?
— Наши юристы примерно понимают, чем чаще всего интересуются люди. В первую очередь это антиэкстремистское законодательство. Условно говоря, за публикацию какой информации вас могут привлечь к ответственности.
Второе — это авторское право. Сфера неполитизированная, но у людей всегда много вопросов по поводу того, что можно использовать в интернете, что копировать. И наоборот, у фотографов возникает вопрос, как авторское право защитить, чтобы фотографии не использовали в коммерческих целях.
Из частых вопросов есть еще один: где можно фотографировать и снимать видео? Часто люди снимают общественно-значимые вещи, а им запрещают — или администрация учреждения, где они находятся, или полиция.
Есть аспекты, которые связаны с распространением информации о детях. Когда можно снимать детей, выкладывать, нужно ли спрашивать разрешение у родителей.
Еще людей интересуют персональные данные, их распространение и защита. У людей возникают вопросы: «Могу ли я писать, где человек живет? Выкладывать сканы документов? Полную фамилию-имя-отчество?»
Мы собираемся охватить все аспекты распространения информации в интернете, с которыми может столкнуться обычный человек. У нас несколько лет работает горячая линия, где можно задать любой вопрос нашим юристам, они отвечают бесплатно. Задать вопрос можно и на сайте, через 1-2 дня вам приходит ответ от нашего юриста. В приложении это тоже будет — если человек не нашел информацию или у него возникли вопросы, он может заполнить форму и получить ответ от юристов.
— У вас везде стоит маркировка иностранного агента. Мешает ли это работе Центра и уже существующего приложения?
— Нас признали иностранным агентом еще в 2015 году, пять лет живем с этим клеймом. Мы обжаловали решение во всех российских судах. Нам отказали, теперь ждем ответа из ЕСПЧ. Проблем из-за маркировки нет. Appstore и google play — не российские компании, никаких санкций нет. Мы выполняем законодательство: посылаем отчеты и ставим маркировку.
По законодательству иностранный агент должен соответствовать двум критериям: получать иностранное финансирование и заниматься политической деятельностью. Российских грантов или программ на поддержку СМИ практически не существует. У нас есть международное финансирование, в том числе и от Совета Европы, куда Россия, кстати, входит.
Минюст, прокуратура и суды трактуют понятие «политическая деятельность» максимально широко. Любая общественная деятельность считается у них политической. Ладно мы, были случаи, когда иностранными агентами признавали организации, которые борются против СПИДа. Суд считает, что борьба против СПИДа — это политическая деятельность, потому что фонд выступает в СМИ перед большой аудиторией… И у нас тоже посчитали, что мы политикой занимаемся.
Поддержать проект можно на платформе planeta.ru.