Если в столице ситуация с больницами, куда госпитализируют больных с коронавирусом, остается более-менее нормальной, то в регионах медики зачастую не выдерживают нагрузки. Врачи сталкиваются с нехваткой средств индивидуальной защиты, срочным перепрофилированием медиков других специальностей на борьбу с коронавирусом, давлением чиновников. Доплаты врачам, обещанные Владимиром Путиным, не везде спасают ситуацию — например, в Санкт-Петербурге, при назначении компенсационных выплат заразившемуся или умершему от коронавируса медику, будут выяснять, не был ли виноват сам сотрудник в том, что заразился. На то, что их собираются лишить «путинских доплат», жаловались и работники скорой помощи в Екатеринбурге, а в Челябинске водители скорой предупредили об отказе возить пациентов из-за отсутствия обещанных доплат. Мы собрали несколько примеров того, как врачи не справляются с нагрузкой во время пандемии коронавируса.
Главный врач городской больницы № 1 имени Кабанова в Омске Георгий Соболев уволился по собственному желанию, после того как сотрудники больницы выстроились в очередь на тестирование на коронавирус. Накануне саму больницу закрыли на карантин вместе с 417 пациентами из-за вспышки коронавируса в пульмонологическом отделении. На данный момент диагностировали коронавирус у 16 сотрудников отделения, из них 4 врача. Пройти тест обязали медперсонал и их родственников, у больницы выстроились около сотни людей, которые стояли без масок и соблюдения дистанции на протяжение часа. Министр здравоохранения Омской области Ирина Солдатова заявила, что главврач «не смог уберечь свой коллектив и не смог принять нужные меры эпидемической безопасности».
24 апреля погибла заведующая отделением скорой медицинской помощи Звездного городка Наталья Лебедева, которая была госпитализирована с подозрением на коронавирус. Как рассказали коллеги Лебедевой «Московскому комсомольцу», врач могла совершить самоубийство из-за обвинения начальства в том, что не приняла достаточных мер для обеспечения безопасности своих сотрудников и допустила заражение коронавирусом нескольких медработников. По официальным данным, причиной смерти стал несчастный случай.
1 мая в реанимации умерла исполняющая обязанности главврача Красноярского краевого госпиталя для ветеранов войн Елена Непомнящая, 25 апреля она выпала из окна собственного кабинета. Инцидент произошел после селекторного совещания с главой Минздрава Красноярского края Борисом Немиком, на котором обсуждалось перепрофилирование одного из корпусов госпиталя коронавирусных пациентов. Непомнящая выступила против изменения профиля своей больницы из-за острой нехватки средств защиты и неготовности персонала. Позже глава местного Минздрава заявил, что не участвовал в тех совещаниях.
В начале мая в Воронежской области врач скорой помощи Александр Шулепов выпал из окна больницы, в которой он лечился от коронавируса. До этого врач вместе с коллегой фельдшером Александром Косякином записал обращение — по их словам, главный врач Новоусманской районной больницы, в которой они работают, заставлял их исполнять свои обязанности даже после того, как у Шулепова обнаружили коронавирус, ранее Косякин заявил, что средств защиты не хватает на работников скорой помощи. Его видеообращение назвали фейком, полиция выслала фельдшеру повестку и предупреждение о вероятном уголовном деле за распространение ложной информации. Позже Шулепов записал опровержение, заявив, что предыдущее видео он записал «на эмоциях»: от работы его отстранили уже через час после того, как он сообщил о первом положительном тесте руководству. По версии областного Департамента здравоохранения, врач заразился «за пределами основной работы» – в частной скорой помощи.
Депутат Сергей Шаргунов заявил, что по его информации, во многих многопрофильных больницах повсеместно отказываются заниматься пациентами без коронавируса. Как пишет Шаргунов, в городе Видное в районной клинической больнице всех врачей – их около 120 – без оформления бумаг «записывают в инфекционисты». Шаргунов цитирует одно из писем «В отделении гнойной хирургии развернулась настоящая трагедия: врачей заставляли выписывать пациентов, которым показаны экстренные хирургические вмешательства, внутривенные вливания, тщательный уход и полная неподвижность. Без медицинской помощи больных ждет сепсис, то есть заражение крови. Состояние врачей, которых вынудили выписать пациентов на мучительную смерть, тоже можно представить. И все это из-за невежественного решения чиновников».
В апреле медики рассказали изданию «Медуза», что их заставляют подписывать документы о том, что они работают в спецзащите, а проверка Роспотребнадзора заключается только в общении с начальством. Из-за пренебрежения правилами пользования средств защиты в больницах заболевают врачи, часть которых продолжает ходить на работу. «Многие продолжают работать с температурой: если все сотрудники с симптомами уйдут на карантин, работать будет некому», – рассказал изданию Максим из московской больницы.
Согласно КоАПу (часть 1 статьи 5.27.1) за заражения сотрудников и несчастные случаи на работе ответственны главврачи, а согласно уголовному кодексу (статья 143) за допуск сотрудников к работе без средств индивидуальной защиты, главврачи могут получить штраф 400 тысяч рублей, если пострадал один человек, до четырех лет колонии, если подчиненный умер, и до пяти лет с запретом на профессию, если пострадало больше двух сотрудников. Часто руководство больниц придерживается позиции, что подчиненные заболели не на рабочем месте, кроме того такому персоналу не положены выплаты. Как пишет «Новая газета», «если после внутренних проверок комиссия больницы признает, что сотрудник заразился коронавирусом на работе, то по алгоритму, заданному в правительстве, отвечать за это должен главврач. Он же — глава комиссии. Иначе говоря, количество и суммы компенсаций заболевшим медикам будут напрямую зависеть от числа главврачей, готовых заплатить штрафы и отсидеть.»
В Калининградской области более 300 медработников отказались работать в период пандемии. В Петербурге сегодня власти сообщили, что от коронавируса умерли четыре медработника, ранее сообщали о смерти четырех медсестер и двух врачей.
Официальной статистики по количеству заразившихся медиков в России нет, но, например, в одной только Свердловской области на конец апреля их было 71, в Костромской области — 9, в Пермском крае по состоянию на 6 мая — 76. Подсчетом погибших от COVID-19 врачей, сестер, фельдшеров и санитарок занимаются их коллеги в рамках анонимного проекта «Список памяти». Сейчас в нем более ста фамилий.